Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ

Думается, что вышеприведенных фактов вполне до­статочно для обоснования правомерности выделения Козьмодемьянско-Ветлужского этнографического райо­на с этнически разнородным населением, находящимся издавна в тесном обоюдном общении. Последнее обстоя­тельство заставляет дать этому населению более или ме­нее подробную этногеографическую характеристику пу­тем сравнения этнодемографических данных X реви­зии 1868 г. и конца XIX в.

Наиболее полными сведениями на этот счет мы рас­полагаем по Козьмодемьянскому уезду 14, население ко­торого с давних пор складывалось из марийцев, чува­шей и русских. Общее представление о их численности дает таблица:

В распределении этих этнических групп по местно­сти наблюдалась определенная закономерность. Так, на Луговой стороне уезда (Тойдаковская и Ардинская во­лости) решительно преобладали марийцы (в 1890 г. 5191 чел. обоего пола, или 90,4% населения всего этого района), русских было немного, а поселенцы из чувашей совсем отсутствовали 15. В нагорной части уезда, наобо­рот, преобладали чуваши (в 1890 г. 60,2% всего населе­ния этого района), а марийцы и русские были в мень­шинстве.

По замечанию земской комиссии, «как на характер­ную особенность бывших государственных русских крестьян следует указать здесь на их привычку селиться исключительно возле берегов р. Волги вблизи города (Козьмодемьянска. — К. К-). В Козьмодемьянском уезде все поселки, расположенные по правому и левому бере­гам Волги вблизи гор. Козьмодемьянска, населены ис­ключительно русскими» ,6. Таковой была наиболее «рус­ская» Козьмодемьянская волость, в которой было сосре­доточено 66% всего русского населения уезда. Марий­ское население  составляло  абсолютное  большинство  в Большеюнгинской и Виловатовражской волостях Горной стороны (свыше 99%). Почти сплошь были заселены чу­вашами волости Сундырская, Янгильдинская и Акрамов-ская. Они же преобладали в волостях Татаркасинской, Кулаковской и Малокарачкинской, но в последней свы­ше 40% приходилось на марийское население.

Хотя по тем или иным волостям нагорной части Козь-модемьянского уезда в конце XIX в. можно было выде­лить преобладающую в них народность, земские статис­тики в 1890 г. намеревались составить таблицу смешан­ного населения, так как обнаружилось, что здесь «встре­чается немало поселков, населенных крестьянами раз­ных племен». Но от этого замысла пришлось отказаться по той причине, что тогда пришлось бы «значительную часть населения зачислить в группу смешанного», из-за чего «стушевался бы общий характер этнографического состава населения» 17.

Как бы то ни было, по этнографическим наблюдени­ям прошлого столетия вырисовывается следующая кар­тина территориально-этнической чересполосицы горных марийцев с их русскими и чувашскими соседями: цент­ральный район компактного расселения марийцев Боль­шеюнгинской, Козьмодемьянской и Малокарачкинской волостей (бывшая Акпарысова сотня) «к северу примы­кает к русским селениям, разбросанным в недальнем расстоянии от берегов Волги; к востоку соседят с ними черемисы Виловатовражской волости и чуваши Малока­рачкинской; к югу их отделяет широкая полоса леса от чуваш Ядришж'Ого уезда; а к западу к ним примыкают русские и черемисы Нижегородской губернии, из кото­рых последние вполне сходны с ними по обычаю и об­разу жизни... Местность, заселенная черемисами, в преж­нее время была значительно шире; так, многие из сел и деревень, населенных в настоящее время русскими, бы­ли, по всей вероятности, заселены черемисами, напри­мер, деревня Копани, села Покровское, Спасское и Вла­димирское» 18.

Оглавление