Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ

Внутри избы, налево или направо от входа, стави­лась русская печь устьем к окну на улицу. По диаго­нали от печи располагался красный угол с божницей и столом, по обеим сторонам угла — широкие лавки. Над входом, на уровне печи, устраивались полати. Часть избы, где стояла печь, отгораживалась легкой переборкой от печи до передней стены, образуя кухню. Под палатями, около входа, помещалась широкая лав­ка-курник, на которой спали.

Горные марийцы раньше луговых освоили русскую печь. Она служила не только для отопления и выпечки хлеба, как у луговых, но и для приготовления пищи, в частности подовых пирогов60. В зимнее время для вар­ки пищи горные марийцы иногда употребляли котел, подвешивая.его над шестком.

Для наружной отделки горномарийского жилища была характерна глухая, так называемая корабельная резьба, широко разнесенная русскими мастерами по всему Среднему Поволжью во второй половине XIX в. Ею украшали фронтоны, карнизы, наличники окон, а также ворота61.

Типичной постройкой на марийском дворе был двух­этажный амбар кылат62, у зажиточных их могло быть несколько. В нижнем этаже такого амбара хранили зерно, в верхнем — одежду, там же спали летом.

Другим традиционным сооружением было кудо, слу­жившее летней кухней. Кудо у марийцев позаимствова­ли соседние русские крестьяне, которые называли его «лачугой». Летом в кудо проходила вся жизнь марий­ской семьи. Над открытым очагом висел котел, в котором варилась пища, вдоль стен стояли лавки и стол. Кудо не имели пола, потолка и окон. Дым от костра выходил в открытую дверь или в отверстие в одном из скатов крыши. В старых кудо один скат крыши нави­сал над другим, образуя щель, через которую выходил дым.

Во дворе, кроме того, возводились хлевы, сараи, на­весы, погребища — постройки в роде кудо, внутри ко­торых устраивался погреб.

На рубеже XX в. в связи с постепенным исчезнове­нием с марийского двора двухэтажных амбаров (что было вызвано сокращением площади двора из-за мало­земелья, а также трудностью приобретения строитель­ного материала), стали появляться новые постройки, известные только горным марийцам, — ош кудо (белое кудо), которые ставили под одной крышей, или вплот­ную с шем кудо (черным кудо). Ош кудо имели пото­лок, пол, небольшие окошки и использовались для хра­нения одежды и под летнее жилье.

Жилища и хозяйственные постройки поветлужских марийцев горного наречия, окруженных тесным коль­цом русского населения, мало чем отличались от форм застройки у их соседей. Здесь рано перестали соору­жать двухэтажные амбары, которые были заменены русскими клетями. Кудо же сохранялись дольше, и стали исчезать только в начале XX в.

В пореформенный период переживала изменения    и горномарийская  традиционная  одежда.    Раньше всего это сказалось на одежде мужчин, как более подвижной и подверженной стороннему влиянию части марийского населения.

Оглавление