Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ

Под влиянием хри­стианства в  мифологии черемисской происходит посте­пенное затемнение, многое уже забыто, с именами не­которых богов не соединяется    никаких    определенных представлений... Керемети еще существуют   в    глубине лесов и лесных оврагов»69.

В повседневной жизни дохристианское представле­ния были еще живы и глубоки. «На народных праздни­ках появляется старый языческий разгул, соблюдаются древние обряды, еще не потерявшие смысла, употребля­ются обрядовые блюда, молитвы, гадания, жертвенные возлияния и приношения, против которых сильно вос­стают православные черемисы»70.

Православная церковь с помощью властей и добро­хотов из ревностных новокрещенов активно наступала на остатки «язычества», но достигала успеха преиму­щественно там, где марийское население было более связано с русскими соседями или давно уже занима­лось отходничеством, то есть в приволжских селениях и по большим трактам. В глубине Козьмодемьянско-Ветлужского района, особенно в глухих лесах Заволж­ской стороны, традиционная нехристианская обрядность удерживалась прочнее. В подтверждение этого сошлем­ся на такое замечание А. Ф. Риттиха: «...боги нагорной стороны, по скудности средств, уже начинают уходить на луговую, где также голодают и не находят ни по­коя, ни прежнего почтения, и лишь урывками пользуют­ся своими прежними  преимуществами»71.

Из дохристианских верований у горных марийцев вплоть до XX в. продолжали сохраняться различные празднества и обряды, связанные с земледелием и ско­товодством— ага пайрам, шорок йол, праздник нового хлеба — немер, а также культ предков и вера в злого духа.

Воспринимая от русских многие культурно-бытовые явления и язык, испытывая постоянное воздействие пра­вославной церкви, горные марийцы устойчиво сохраня­ли свое родное наречие и этническое самосознание особой этнографической группы марийского народа.

Оглавление