Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ МАРИЙСКОГО КРАЯ

Несмотря на такую разницу естественно географиче­ских условий и разбросанность населения на большой территории, есть все основания считать описанные мест­ности одним этнографическим районом, тем более, если взглянуть на него под углом зрения этнографической специфики здешних марийцев.

Выдающийся лингвист прошлого столетия М. Веске на материалах говора и традиционного костюма очень убедительно обосновал историческую общность запад­ных марийцев — горных и луговых (ардинско-руткинских и ветлужских). Приведем его мнение о действительном распространении горномарийского наречия: «Горное на­речие распространяется далеко на запад черемисского края на луговой стороне Волги. Точно так, как на гор­ной стороне Козьмодемьянского и Васильсурского уез­дов, говорят черемисы во всей к северу от Волги распо­ложенной части Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, в Макарьевском уезде Нижегородской губеркии и в трех деревнях Яранского уезда Вятской губер­нии, лежащих на границе Макарьевского и Козьмодемь­янского уездов и в одной деревне Чебоксарского уезда, лежащей на границе Козьмодемьянского уезда. Незна­чительная разница в произношении нескольких слов в языке этих пограничных деревень далеко еще не дает повода причислять их к какому-либо другому говору»4.

Аналогичного мнения придерживался К. С. Рябин-ский, ссылавшийся также на предания заволжских ар-динских марийцев о том, что их предки пришли на лево­бережье «с горной волжской стороны»6.

М. Веске указывал и на то, что границы горномарий­ского наречия очень точно совпадают с границами рас­пространения женского головного убора типа щарпан и с границами преимущественного общения здешнего ма­рийского населения по линии брачных связей6. По на­шим собственным наблюдениям, ветлужские марийцы (с Б. Юронга), несмотря на их территориальную разоб­щенность с другими группами мари и преобладающие культурные связи с окружающими русскими, сохранили много черт, роднящих их именно с горными марийцами. Это и старинные женские рубахи, по покрою, материалу и орнаментации ничем не отличающиеся от гориомарий-ских, и сходный головной убор — шарпан и нашмак, и такие же украшения. Любопытно, что когда ветлужские марийцы в прошлом веке стали переходить к ношению русской одежды, ревнители старины охотно покупали одежду и головные уборы у горных марийцев, особенно вышитые вещи и пояса7.

Письменные документы XVIIXVIII вв. подтверж­дают значительные «земляческие» связи западных ма­рийцев Горной и Луговой (ветлужско-руткинско-ардин-ской) стороны. Так, в царском указе 1647 г. упоминает­ся Козьмодемьянская черемиса, «которые в Нижегородцком уезде в бортных ухожах преж сего ходили и ныне ходят»8, а по данным 1682 г., поступают в казну на Ниж­нем Новгороде медвяные сборы «...и с черемис Ниже-городцкого, и Кузмодемьянского и Чебоксарского и Курмышского уездов, с нижегородцких с бортных ухо-жаев», видимо, в Ветлужско-Унжинском междуречье9. Согласно первой генеральной переписи 1718—1722 гг. в состав обширной Ахпарысовой сотни, основным масси­вом лежащей на Горной стороне, входила д. Арда в глу­бине лесов Луговой стороны 10. По актам Генерального межевания конца XVIII в., «дача села Христорождест-венского Малая Арда тож» (включая Б. и М. Рутку) Луговой стороны, простиравшаяся вдоль «рек Волги, Ветлуги, старого ее течения, речки Кобылки на левых, и по обеим сторонам речек: Ерыкша, Шошема, Тагаше-вой, Арды Кучмуши, Рутки, Вишкаря, Ноли...» и других, была определена в совместное владение ардинско-рут-кинских и горных марийцев Ахпарусовой, Алдышевой, Аказиной и Теняковой волостей и.

Наконец, все население левобережной части Козьмо-демьянско-Ветлужского района с давних пор, а особен­но в первой половине XIX в.12 и в пореформенный пери­од 13 в хозяйственном (промыслово-торговом) отношении тяготело главным образом к Волжской артерии и ее торгово-промышленным центрам.

Оглавление