Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
МАРИЙЦЫ, КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Современные лингвисты выделяют в составе марийского языка обширный моркинско-сернурскии диалект (положен в основу лугововосточной литературной нормы). Территориально он совмещается с Алатской «да-ругой», подвластной еще Казанскому ханству, и в качестве одноименной «дороги» вошедшей в состав Казанского уезда при московском правлении. Видимо, коренное население этой «даруги» — «дороги» издавна также составляло какую-то этническую целостность, чисто географически разделившуюся на моркинских ончыл марий и сернурских шенгел марий (см. выше).
Организуя во второй половине XVI в. административно-фискальное и военное управление Марийским краем, московским властям незачем было задумываться над тем, как лучше всего размежевать населенные марийцами земли бывшего Казанского ханства. Две крупные «земляческие» группировки марийцев — Галицкой дороги (волжская) и Алатской дороги (моркинско-сер-нурская) — представляли собой сложившиеся, однородные в диалектно-культурном отношении образования со стойкими органическими связями, которые не имело смысла разрушать, но можно было использовать для нужд воеводского управления.
Но московской администрации пришлось подумать, как произвести поуездное межевание остальной части Марийского края, совсем не знавшей казанского управления или подчинявшейся ему номинально. И надо сказать, что это межевание было совершено довольно удач-? но, так как в основном учитывало давно сложившееся «земляческое самоопределение» коренного населения.
Исключением был учрежденный раньше других и в спешном порядке (сразу же после марийского восстания 1571 —1573 гг.) крохотный Кокшайский уезд в составе левобережной, в низовьях Большой Кокшаги, Чемуршинской волости с марийским населением («Кокша-ского уезда черемиса Чемуршинской волости польских деревень») и правобережной Сундырской волости с чувашским населением («Кокшаского уезда чуваша и черемиса Сундырской волости»). В целом этот этнически разнородный состав искусственно образованного уезда именовался в официальных документах XVII в. как «чуваша и черемиса Кокшаского уезду розных волостей и деревень» и никогда не был многочисленным (всего 218 ясачных дворов, по данным 1681 г.). О марийской его части можно сказать только то, что в диалектном отношении она отмежевывалась от соседней группы волжского говора Галицкой дороги и примыкала к расположенному севернее, в бассейне М. Кокшаги, населению Царевококшайского уезда.
Совершенно иной этнический характер носил обшир-ный Козьмодемьянский уезд, включавший земли по Горной и Луговой стороне на крайнем западе расселения марийцев. Еще до официального учреждения уезда и его волостных подразделений здесь существовала организация населения по «сотням» и «пятидесятням», возникшая, видимо, не без воздействия со стороны Казанского ханства. Луговая сторона в бассейнах рек Ветлуги, Рутки, Арды и в междуречье Рутки и Б. Кундыша, притока Б. Кокшаги была заселена марийцами небольшими, территориально изолированными группами, жившими мелкими деревнями, нередко на значительном расстоянии друг от друга. Поэтому и в начале XVIII в. здесь были только «пятидесятни» (Токсубаева, Янигитова, Тохпае-ва), хотя число учтенных мужских душ в каждой из них тогда составляло до 400 и более человек. Старинные «сотни» располагались на Горной стороне (Ахпа-рысова, Аказина и Тенякова), где марийское население было густым и располагалось многими населенными пунктами от р.