Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙЦЫ,  КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

главное социальное противоречие между крестьянством и феодальной систе­мой оставалось непреходящим. Достаточно было возник­нуть в стране острой социально-политической ситуации в связи с началом первой крестьянской войны и полити­ческими событиями того времени, как Марийский край оказался втянутым в новую полосу довольно длительной антифеодальной войны.

Поражение в этой войне усилило тягу марийских кре­стьян к массовым побегам от податей и произвола в Закамье на вольные башкирские земли. Обнищание и побеги марийских крестьян из тягла приняли такие угро­жающие размеры, что само правительство в 1626 г. дало наказ царевококшайскому воеводе Воронову строго «смотрети над головою стрелецким и над подьячими и над толмачами и над приставами, и над всякими рус­скими людьми, и беречи того накрепко, чтоб они черемисы не обидели и посулов и поминков с них не имали и насильства им не чинили». Грамота 1627 г. наказы­вала писать в ясак лишь тех крестьян, которые «в двад­цать лет и больше», но не подростков, как это, видимо, сплошь и рядом практиковалось на местах: «... за по-смешно бы и малых ребят в ясах писати не велели ... чтоб впредь ясачные люди не разбежались» и далее — «чтоб тем черемисы не ожесточить и не разогнать». Однако любые попытки царской администрации при­остановить поток стихийной крестьянской миграции на восток оказались тщетными. В Закамье, в тогдашнем Уфимском уезде, скапливалась все большая масса бег­лых марийских крестьян. Но это уже тема следующей главы данной монографии.

В тесной связи с характеристикой социально-эконо­мической истории марийцев дофеодального и раннефео­дального периодов следует рассматривать вопрос об историческом типе этнической общности марийцев на пути их развития от общинно-родового строя к феодаль­ной организации общества периода закрепления в со­ставе Русского государства. Историография этого вопро­са очень кратка и, к сожалению, оставляет желать луч­шего в смысле теоретических посылок и убедительного изложения основных выводов.

Среди современных историков данной проблемы гос­подствует убеждение, что к концу I тыс. н. э. «древние марийцы выступают на исторической арене под именем черемис уже как оформившаяся в основном народность. Одной из важнейших составных частей процесса скла­дывания народности явилось формирование единого ма­рийского языка», а также и некоторых общих черт в культуре, отличающих марийцев от их поволжских и прикамских соседей. Г. А. Архипов стремится обосно­вать этот тезис ссылками на археологический материал, в частности тем, что «все могильники IXXI вв. как на Ветлуге, так и на Вятке, дают одинаковые комплексы вещей, различие заключается лишь в процентном соот­ношении тех или иных типов». Но такое заключение, может   быть   справедливое   в   отношении   материальной культуры, не находит себе полного соответствия с выво­дом, сделанным лингвистами: «Современные марийские диалекты образовались в результате расщепления еди­ного языка.  Конечно,  какие-то диалектные различия  в древнемарийском языке существовали, но они не были похожими на современные. Отделение левобережных ма­рийцев  от  правобережных  является  одной  из  главных причин раскола древнемарийского языка. В течение не­которого исторического периода образовавшиеся таким образом  диалекты,  сохраняя  от  своего  общего  предка отдельные черты  (в частности, словоизменительные суф­фиксы), которые свидетельствуют об их родстве, разви­вались вполне самостоятельно... В марийском языке рас­смотренные выше фонетические процессы особенно ин­тенсивно развивались с конца I тыс. до XVXVI вв.». Налицо, таким образом, известное противоречие меж­ду взглядами историков и лингвистов. Правда, в книге Л. П. Грузова сделана оговорка, что язык древней ма­рийской народности, представлявшей собой «этническое и культурное единство в течение 5—6 столетий»   (при­мерно с IIIIV по

Оглавление