Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙЦЫ,  КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

В целом язык марийского населения этого района лингвисты относят к особому северо-западному наре­чию, но при этом подчеркивают, что он «не представ­ляет собой цельной картины: в нем имеются отдельные говоры с характерными особенностями. Например, язык жителей Шарангского района по своим особенностям имеет уклон в сторону горного наречия. По мере про­движения к Тоншаево и через Тужу в сторону Яранска элементы горного наречия постепенно уменьшаются и, наоборот, особенностей лугового наречия становится все больше и больше»204. Конечно, эти наблюдения относят­ся к недавнему времени, а в XVIXVII вв. диалекто­логическая картина района могла быть несколько иной, но все-таки лингвистический материал вселяет уверен­ность, что и при учреждении Царевосанчурского уезда здешние жители не причисляли себя ни к горным, ни к луговым марийцам. Для русской администрации они были особой группировкой населения — «санчурской черемисой».

В источниках упоминается соседняя «яранская чере­миса», обитавшая в районе основанного в 1591 г. г. Яран­ска, но это была скорее чисто территориальная, нежели особая этнолингвистическая группа марийцев, так как в диалектном отношении она всецело примыкала к севе­ро-западному наречию. Хотя в Яранском уезде про­живало довольно много марийцев, однако его этниче­ский состав был неоднородным, со все более возрастав­шим значением русского элемента. В 1670 г. «в городе Яранску всякие служилые люди и уездные крестьяне (русские. — К.  К.)   и  ясачная  черемиса  живут».

Под 1555 г. в русской летописи помещено сообщение о походе русского воинства на неспокойных кокшайских марийцев. При этом впервые названы марийские воло­сти (Хозякова, Вошла, Мазары, Б. и М. Орша, Монам и др.), тесно группировавшиеся в верхней части р. Ма­лой Кокшаги208. На базе этих мелких земляческих сою­зов, в целом несомненно составлявших этнолингвистиче­ское единство, в 1584 г. был образован Царевококшай-ский уезд в составе восьми волостей —Азяковской, Ве-ликопольской, Кокшайской, Кузнецовской, Кугунурской, Мананской, Нолинской и Ошлинской209. Границы этого старинного уезда в основном совпадают с районом рас­пространения выделенного ныне йошкар-олинского го­вора, который составляет особое подразделение лугового наречия, так как имеет целый ряд своеобразных черт, не свойственных другим марийским диалектам210. Лу­говые марийцы волжского и моркинско-сернурского говоров в «земляческом» отношении всегда отличали себя от «чарла мэрий»211.

Таковы наиболее крупные научно распознаваемые земляческие группировки марийского населения в пери­од прочного их закрепления в составе Русского государ­ства. Этнолингвистическое разнообразие этих групп объясняется не только их территориальной разобщен­ностью, но и, надо полагать, происхождением от раз­личных древнемарийских племенных общностей, кото­рые с разрушением родовых связей и возможным сдви­гом и смешением соседствующего одноязычного населе­ния послужили этническим ядром вновь формирующих­ся земляческих объединений большей или меньшей ве­личины. И вряд ли тогда, на рубеже XVI и XVII вв., уже активно действовали такие социально-экономиче­ские силы (их течение обнаружилось одним-двумя сто­летиями позже), которые бы стягивали автономные группировки родственного по языку населения в устой­чивую этносоциальную целостность.

На восточных рубежах расселения луговых марий­цев, по Малмыжской, Кукарской и Казанской дорогам Уржумского уезда, в XVIXVII вв. в условиях все той же средневековой изолированности протекал особый этнический процесс, в который втягивались марийские переселенцы из различных коренных волостей, но с пре­обладанием моркинско-сернурского элемента212. Скла­дывались новые говоры, получившие название «восточ­ных». К их числу относятся также говоры закамских (кунгурских и уфимских) марийцев213. Впрочем, этот процесс совершался за пределами исконных марийских земель, носил локальный характер и не оказывал ни­какого воздействия на более широкий и важный по сво­им историческим последствиям процесс «уплотнения» этнического ядра марийцев Волго-Вятского междуречья.Подпись: 213

Оглавление