Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
МАРИЙЦЫ, КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
В целом язык марийского населения этого района лингвисты относят к особому северо-западному наречию, но при этом подчеркивают, что он «не представляет собой цельной картины: в нем имеются отдельные говоры с характерными особенностями. Например, язык жителей Шарангского района по своим особенностям имеет уклон в сторону горного наречия. По мере продвижения к Тоншаево и через Тужу в сторону Яранска элементы горного наречия постепенно уменьшаются и, наоборот, особенностей лугового наречия становится все больше и больше»204. Конечно, эти наблюдения относятся к недавнему времени, а в XVI—XVII вв. диалектологическая картина района могла быть несколько иной, но все-таки лингвистический материал вселяет уверенность, что и при учреждении Царевосанчурского уезда здешние жители не причисляли себя ни к горным, ни к луговым марийцам. Для русской администрации они были особой группировкой населения — «санчурской черемисой».
В источниках упоминается соседняя «яранская черемиса», обитавшая в районе основанного в 1591 г. г. Яранска, но это была скорее чисто территориальная, нежели особая этнолингвистическая группа марийцев, так как в диалектном отношении она всецело примыкала к северо-западному наречию. Хотя в Яранском уезде проживало довольно много марийцев, однако его этнический состав был неоднородным, со все более возраставшим значением русского элемента. В 1670 г. «в городе Яранску всякие служилые люди и уездные крестьяне (русские. — К. К.) и ясачная черемиса живут».
Под 1555 г. в русской летописи помещено сообщение о походе русского воинства на неспокойных кокшайских марийцев. При этом впервые названы марийские волости (Хозякова, Вошла, Мазары, Б. и М. Орша, Монам и др.), тесно группировавшиеся в верхней части р. Малой Кокшаги208. На базе этих мелких земляческих союзов, в целом несомненно составлявших этнолингвистическое единство, в 1584 г. был образован Царевококшай-ский уезд в составе восьми волостей —Азяковской, Ве-ликопольской, Кокшайской, Кузнецовской, Кугунурской, Мананской, Нолинской и Ошлинской209. Границы этого старинного уезда в основном совпадают с районом распространения выделенного ныне йошкар-олинского говора, который составляет особое подразделение лугового наречия, так как имеет целый ряд своеобразных черт, не свойственных другим марийским диалектам210. Луговые марийцы волжского и моркинско-сернурского говоров в «земляческом» отношении всегда отличали себя от «чарла мэрий»211.
Таковы наиболее крупные научно распознаваемые земляческие группировки марийского населения в период прочного их закрепления в составе Русского государства. Этнолингвистическое разнообразие этих групп объясняется не только их территориальной разобщенностью, но и, надо полагать, происхождением от различных древнемарийских племенных общностей, которые с разрушением родовых связей и возможным сдвигом и смешением соседствующего одноязычного населения послужили этническим ядром вновь формирующихся земляческих объединений большей или меньшей величины. И вряд ли тогда, на рубеже XVI и XVII вв., уже активно действовали такие социально-экономические силы (их течение обнаружилось одним-двумя столетиями позже), которые бы стягивали автономные группировки родственного по языку населения в устойчивую этносоциальную целостность.
На восточных рубежах расселения луговых марийцев, по Малмыжской, Кукарской и Казанской дорогам Уржумского уезда, в XVI—XVII вв. в условиях все той же средневековой изолированности протекал особый этнический процесс, в который втягивались марийские переселенцы из различных коренных волостей, но с преобладанием моркинско-сернурского элемента212. Складывались новые говоры, получившие название «восточных». К их числу относятся также говоры закамских (кунгурских и уфимских) марийцев213. Впрочем, этот процесс совершался за пределами исконных марийских земель, носил локальный характер и не оказывал никакого воздействия на более широкий и важный по своим историческим последствиям процесс «уплотнения» этнического ядра марийцев Волго-Вятского междуречья.