Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
МАРИЙЦЫ, КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
сических расхождений с другими наречиями175. Такие различия вряд ли были меньшими в XVI в., поэтому горные марийцы, жившие рядом с чувашами и уже тог^ да имевшие с ними многие этнографические сходства, но оторванные от собственно луговых марийцев, вполне могли рисоваться русским людям особым «языком» — народом.
Упоминание казанским историком «черемисы кок-шаской и ветлужской» в хозяйственно-бытовом отношении противопоставленной им «горной и луговой черемисе», может, конечно, навести на мысль, что третий «черемисский язык» — это северо-западное наречие марийского языка, отличное и от горного и от лугового наречий. Но, судя по маловразумительной и фактически неверной характеристике этой «черемисы» («ни сеют, ни орют, но ловом звериным и рыбным, и войною питаются и живут аки дикий»), упомянутый историк знал кок-шайских и ветлужских марийцев только понаслышке и вряд ли задавался целью определить характер их языка: ему было достаточно отметить, что «в той же стране луговой есть черемиса кокшаская и ветлужская».
Кстати, в свете только что приведенного текста становится ясно, что русские люди XVI в. вовсе не считали всех марийцев, живших по левую сторону Волги, «луговой черемисой». Подтверждение этому мы находим в различных источниках. Князь Курбский отмечал, что Галицкая дорога «яже суть от Луговые Черемисы», «залегохом пути от всея Луговыя Черемисы, яже ко граду лежат», т. е. тяготеют непосредственно к Казани. Примерные западные и северо-западные пределы этого тяготения угадываются в некоторых ранних документальных свидетельствах. В 1560-х годах на Казань шли дороги «Галецкая и Кокшаская», по которым «приходят воевати кокшайские и луговая черемиса» 178. Простой взгляд на географическую карту показывает, что луговая черемиса Галицкой дороги была к Казани ближе кокшайской (в данном случае обитавшей скорее по верхней части Малой Кокшаги, нежели по Большой Кокшаге). В другом документе фигурируют луговые «казанские черемисы волости Кужуморы» (вспомним при этом упоминавшуюся выше диалектную группу Кужма-ри Звениговского Приволжья), а волость эта располагалась в междуречье Нижней Илети и М. Кокшаги, как раз на границе, отделявшей Галицкую «дорогу» (т. е. старинную «даругу» — область) от Кокшайского уезда. Прочтем внимательно то место из «Летописца Русского», где говорится о левобережных марийцах. Оказывается, источник не дает им всем имени собственного «луговая черемиса», а называет их «луговыми люди» вообще или выражается так: «государь посылал на луговую сторону, на изменников, на черемису. И воеводы пришли в волость в Вошлу (в верхней части М. Кокшаги. — А». К.). А воеводу Ивана Петровича с товарыщи отпущали... в Ветлугу и в Рутки (где говорили по-гор-номарийски. — К- К.)». Да и не мог этот источник, составленный по горячим следам войны с Казанью и ее союзниками, назвать всех левобережных марийцев «луговой черемисой», так как ветлужские, руткинские и кокшайские марийцы представляли собой этнические группы, заметно отличавшиеся от собственно «луговой, казанской черемисы». А. Курбский о последней писал, что «бо тот Черемиский язык не мал есть» ш, т. е. как «язык» претендует на роль самостоятельной этнической общности.
По Курбскому, луговая черемиса равнозначна при-казанским марийцам Галицкой дороги. В качестве податной области «даруги» «казанского улуса» — Галиц-кая «дорога» существовала задолго до взятия Казани и еще два столетия спустя. По русским писцовым и переписным книгам хорошо известны географические очертания этой «дороги», которые в основном совпадают с границами волжского диалекта марийского языка, но частично захватывают и территорию близкого ему мор-кинского говора. Некогда Морки входили в состав Алатской «дороги», но их население сохранило традиционное представление о марийцах волжского диалекта как о лышал марий — ближних, родственных людях183. В свете этих данных есть основания считать «луговую черемису Галицкой дороги» одним из крупных «земляческих» объединений марийцев, сложившимся еще задолго до взятия Казани.