Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙЦЫ,  КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

государю и тем самым сохранить свою жизнь и состоя­ние. Но факт остается фактом: большие потери в люд­ской силе, в том числе в руководящей верхушке, прину­дили луговых марийцев просить мира: в мае 1557 г. «луговые люди прислали бити челом о своих винах, чтобы государь пожаловал их, вину им отдал, и учинил их в холопстве, как и горных людей, и ясак велел има-ти, как прежние цари имали».

Сразу же после того, как «казанское дело в конеч­ное смирение пришло», московское правительство при­ступило к наведению твердых феодальных порядков в новоприобретенной области, причем первой своей зада­чей оно считало наделение землей русской знати и испо-мещеиие   в   Приказаиье   простых     «пашущих    людей». В   1557 г.  казанский наместник князь  П.  И.  Шуйский определил: села, находившиеся во владении у казанских царей  и  князей,  разделить  между  московским  госуда­рем,  наместником,  духовенством  и детьми  боярскими. А так как земли эти в значительной мере из-за войны запустели, около Казани было поселено много русских людей, и стали они пахать «на государя и на всех вме­сте с новокрещенными и чувашами».

После первой раздачи земель велено было описать их, чтоб можно было знать, какие земли заняты и кем, какие лежат впусте и никем не заняты, но «впред в по­местье роздати доведется». На основании этих описей 1565—1567 гг. и 1602—1603 гг. выясняется, что, несмот­ря на создание господствующего русского феодального землевладения, в значительной мере сохранилось слу­жилое татарское землевладение. Более того, даже в XVIII в. некоторые феодалы татарского происхождения умудрялись собирать ясак на себя лично «украдом», утаивая его от государевой казны 136.

В коренных марийских землях взрослое население оказалось в прямой феодальной зависимости от госу­дарства и платило ясаки, но сохранило за собой право наследственного владения прежними пахотными земля­ми и общинными угодьями. О повинностях крестьян, кроме уплаты ясака, достаточно полно свидетельствует уставная грамота Казанской земле 1574 г. Оказывается, податное население платило в казну медвяной оброк и пошлины за бортные ухожаи, куничный оброк и пошли­ны за охотничьи угодья, исправляло «городовое дело» — строило остроги, несло ратную службу во время вой­ны. Из текста грамоты — «всей Казанской земли к тем городам и к острогам возити (строевой лес. —К-К.) тем волостям, которая волость х которому новому го­роду или к острогу которая волость будет приписа­на», — мы узнаем, что правительство Ивана Грозного проводило политику приписки естественно сложивших­ся марийских волостей к уже учрежденным или наме­ченным к учреждению уездам, возникавшим одновре­менно с основанием русских городов-острогов.

Население Казанской земли делилось на волости (по-старому — «сотни»), а в пределах волостей по свое­му имущественному положению — на «лучших, средних и молодчих людей». Из «лучших» выбирались «землею (волостью) своего рода советники (они же сотники или «десятные князья») при русских боярских головах для низшего управления: «А которые сотники и лутчие лю­ди их волостей»; «А вершить головам нашим детям боярским, которые у них будут, всякий суд меж их, докладывая бояр и воевод, приговаривая с их лутчими людми, которые будут выбраны землею вправду без по-норовки».

Из того же верхнего слоя местного населения рекру­тировалось и особое служилое сословие. Сотники и «лутчие» люди обязаны были выставлять на дальнюю службу летом с трех дворов по человеку, а зимою — с двух дворов по человеку, а на ближнюю службу с каж­дого двора по человеку.

Но что примечательно: отсутствуют какие-либо дан­ные о наделении тарханными правами мелких феодалов лиц из марийской «старшины». В отношении последних в писцовой книге 1602—1603 гг.

Оглавление