Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙЦЫ,  КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В ПЕРИОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Предпосылки и сам ход покорения окрепшим Русским государством «преименитого и славного города Казани» достаточно хорошо освещены в существующей литера­туре. Не менее полно раскрыты и те решительные изме­нения, которые в связи с этим событием произошли в исторических судьбах народов Среднего Поволжья. Но мы не можем не остановиться на некоторых важных вопросах, имеющих прямое отношение к довольно слож­ной социально-политической обстановке в Марийском крае во второй половине XVI в., вызванной противоре­чивыми тенденциями развития феодального базиса. Та­ких противоречий, резко окрашенных военными столк­новениями совершенно различных противоборствующих сил, накопилось так много, что, казалось бы, спокойный лесной край мирного труда на целый ряд десятилетий приковал к себе внимание русского правительства и тогдашней литературы.

Настоящим бедствием для марийского народа было то, что, находясь в подчиненном положении от Казан­ского ханства, он оказался ввергнутым в войну с Рус­ским государством, которая в общем-то была чужда его интересам. Незадолго до взятия Казани татарская вер­хушка направила крымскому хану льстивую грамоту о том, что о его «жаловании челом бьют» и просят о во­енно-политической помощи не только «Казанские земли Мамай князь в головах, и уланы, и молны, афизы, изеи, и все князи», но и феодально зависимое от них населе­ние — «и сотенные князи, и десятники, и горние люди, и арские князи, и вси люди». Но реальные события свидетельствовали о другом. Уже в 1546 г. Горная сто­рона отпала от Казани и затем отошла к Москве фак­тически мирным путем. Важнейшим условием этого со­бытия  был тот факт, что в  1551  г.  русский государь «в ясаках полегчил» положение местного населения». И при последующей борьбе с Казанью «нагорная стра­на черемиса отступила от них вся и заложишася за мо­сковского царя». Об обстановке на Луговой стороне в 1551 г. не менее красноречивы такие слова летописца: «казанцы предашася великому князю московскому и за него сами ся заложиша со всею другою половиною боль­шею земли своея, с нижнею черемисой, добровольно, и без брани и без пролития крови».

Однако в следующем году события повернулись ина­че. Враждебные Москве группировки казанских феода­лов решили дать бой правительству Ивана Грозного, рассчитывая при этом не столько на собственные силы, сколько уповая на военную помощь крымского хана и ногайского владетеля, а также на отвлекающие от Ка­зани боевые действия подневольных союзников — марий­ских ополченцев во главе с их «сотенными князьями. Надежда на поддержку последних объясняется тем, что только эти авторитетные среди рядовой массы марийцев и облеченные общинной властью лица могли собрать сколько-нибудь крупное ополчение и направить его под Казань во фланг подступившему русскому воинству.

Коварный замысел стоящих на краю гибели казан­ских правителей удался и, как писал князь А. Курб­ский, «собралися Черемисы Луговыя не мало, и удари­ли на наши станы задние, в Галицкой дороги, и немало стад коней наших отграмили». Вполне понятно, что, поставив перед собой цель решительного и быстрого сокрушения Казани, московские воеводы обрушили уда­ры и на ее союзников: русское войско «...разлетешася аки птица по всей земли той, и воеваху, и пленяху Ка­занскую землю и область всюде, невозбранно ходяще на вся страны около Казани и до конец ея. И быша убиения человеческая велика, и кровми полияся вар-варьская земля; блата и дебри, и езера и реки намости-шася черемискими костми».

Как бы ни были возбуждены этим погромом прика-занские марийцы, все же они вскоре поняли, за какое безнадежное и чуждое им дело они сражались. Предо­ставим в этой связи слово подлинному свидетелю собы­тий сразу же после падения Казани: «Черемиса же лу­говая досталная вся, сведавше того же дни взятие вели­кого града своего, и изыдоша из острогов своих старей­шины их и сотники, кои были не взяты еще. И собрав-шеся мнозии, приидоша в Казань ко царю самодержцу с великим смирением и покорением, и предашася ему вси, и назваша себе новым царем. Он же возлюбил их,

Оглавление