Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ВОПРОСЫ
ЭТНОГЕНЕЗА
МАРИЙСКОГО
НАРОДА. ОБ ИСТОКАХ
ФИННО-ПЕРМСКОГО
ЭТНОГЕНЕЗА
обнаружился по мере образования локальных вариантов волосовской культуры, послуживших основой формирования культур второй половины эпохи раннего металла — приказанской, чирковско-сейминской, поздня-ковской и прочих 29.
Но для того, чтобы правильно понять генезис этих комплексов, необходимо учесть сложные изменения в этническом составе, хозяйстве и материальной культуре, имевшие место в Среднем Поволжье во II тыс. до н.э., когда наряду с существованием местного древнефинно-пермского населения с поздненеолитическими традициями сюда проникают южные и юго-западные этнические группы скотоводов и земледельцев совершенно иного происхождения: в первой половине II тыс. до н. э. — балановские племена, затем около середины II тыс. до н. э. — абашевские и в последней четверти II тыс. до н. э. — срубные племена.
Очень важен вопрос
о том, откуда пришли в Среднее Поволжье эти скотоводческо-земледельческие группы,
каков генезис их культуры и этноса? Подводя итог исследованиям в данной
области, П. Н. Третьяков отмечает: «В настоящее время собраны значительные материалы,
указывающие, что пастушеские племена пришли в лесную зону из южных
восточноевропейских областей, и важнейшим путем их движения с юга на север
являлся, по-видимому, бассейн Днепра. Все характерные элементы материальной
культуры пастушеских племен Верхнего Поднепровья и Поволжья находят себе
истоки прежде всего в области лесостепного Нижнего и Среднего Поднепровья и его периферии»30. Среди специалистов,
так или иначе подходивших к проблеме происхождения ранних скотоводов юга
Восточной Европы, возрастает уверенность, что существенные этнокультурные
изменения в географически очерченной области были вызваны мощным движением
древних индоевропейских племен.
В Среднем Поволжье пришлые балановцы — ярко выраженные европеоиды восточносредиземноморского типа 31 — сначала заняли высокое правобережье от устья р. Суры на западе до р. Свияги на востоке. Судя по большим размерам могильников (Балановский и другие) и многочисленности укрепленных поселений (типа Васильсурского в приустье Суры), балановцы представляли собой крупный этнический массив, занявший в этом районе, очень удобном для сельского хозяйства, господствующее положение. Местное финноязычное население было оттеснено в Заволжье. В течение сотен лет балановцы и аборигены жили обособленно, не смешиваясь, что, впрочем, не исключало культурного взаимообмена между ними. Возможно, что под баланов-ским влиянием аборигенные финноязычные группы Заволжья более решительно перешли к медно-бронзовой металлургии и занятию земледелием и скотоводством. Около середины II тыс. до н. э. под сильным давлением новых пришельцев — абашевских племен — балановцы вынуждены были совершить новое переселение: частично отойти в бассейн Суры и далее до устья Оки, но в основном уйти в Заволжье, достигнув на востоке бассейна р. Вятки и Средней Камы. Как полагает А. X. Халиков, балановское население, переместившееся в бассейн р.. Суры, сохраняло свою самобытную культуру вплоть до начала I