Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  ВОПРОСЫ ЭТНОГЕНЕЗА МАРИЙСКОГО НАРОДА. ОБ  ИСТОКАХ ФИННО-ПЕРМСКОГО ЭТНОГЕНЕЗА

заволоцкая чудь) и прибалтийские финны (эстонцы, карелы, финны-суоми и пр.)

Другие финно-угроведы полагают, что уральская прародина занимала ограниченную территорию по обе стороны Урала. Этот взгляд, принятый большинством советских ученых, наиболее удачно подытожен А. X. Ха-ликовым, который локализует уральскую прародину от Волго-Камья до Оби. Во второй половине IV тыс. до н. э. это уральское единство было разорвано на две части продвинувшимися с юга племенами, близкими к кельтеминарским. Часть древних уральцев — предки са-модийцев — были отодвинуты на восток к Енисею. Ос­тавшиеся смешались с пришельцами и в конце неолита образовали финно-угорскую общность, занимавшую За­падное Предуралье и Волго-Камье.

Венгерский ученый П. Хайду считает, что места оби­тания прауральцев в VIIV тыс. до н. э. лежали в Западной Сибири, между нижним и средним течениями Оби и Уралом. После распада уральской общности финно-угорская ветвь в III тыс. до н. э. переселилась в долины Печоры и Камы.

По мнению В. Н. Чернецова, прародина уральцев в VIV тыс. до н. э. простиралась от юга Западной Си­бири до Аральского моря. В IVIII тыс. до н. э. древ­ние уральцы обитали в нижнем Приобье и далее на восток до Нарыма. В это же время какая-то их запад­ная часть продвинулась на Каму. С этими перемеще­ниями В. Н. Чернецов связывает дробление древне-уральского единства.

Развивая этот взгляд, сторонники данной концепции полагают, что отделившиеся от праугров и прасамодий-цев отдаленные предки финно-пермских народов вышли из-за Урала на Каму и Среднюю Волгу и образовали здесь вторичную «финно-пермскую» общность; послед­няя впитала какие-то «палеоевропейские» аборигенные элементы, удельный вес которых все более возрастал по мере продвижения уже разделившихся финноязыч-ных племен в сторону Прибалтики 12.

Означенная концепция имеет перед прежними взгля­дами то преимущество, что она опирается на всю массу материала, накопленного к сегодняшнему дню и линг­вистами, и археологами, и антропологами. Конечно, и она имеет некоторые неясности, но в части, наиболее

12 Лашук Л. П. Многотомная серия «Народы мира» и неко­торые проблемы развития этнографии. — «Вопросы истории», 1966, № Ю, с. 151.

для нас важной, освещающей основные языковые и культурные контуры финно-пермской общности Волго-Камья, эта концепция выглядит довольно убедительно. Ниже мы и постараемся ее изложить, присоединяя лишь некоторые собственные соображения.

При всей важности показаний сравнительно истори­ческого языкознания, рисующих существование финно-пермской общности в лесном Поволжье в период пере­хода от камня к металлу 13, эти данные не в состоянии очертить те конкретные историко-культурные области древнего финно-пермского населения, которые обнару­живает археология. Значит, археологические данные здесь выдвигаются на передний план. Но так как гра­ницы этнических общностей отнюдь не всегда совпада­ют с археологическими культурными провинциями, в особенности выделенными на основании одних только региональных различий в орнаментации керамики, то в использовании этих материалов для этногенетиче-ских построений следует проявлять большую осторож­ность.

На сегодняшний день археологи выделили в неолите и энеолите Среднего Поволжья целый ряд сосущест­вующих или сменяющих друг друга генетически и во временной последовательности археологических культур.

Согласно хронолого-типологической схеме А. X. Хали-кова и средневолжский неолит IVIII тыс. до н. э. мо­жет быть разделен на два больших периода — ранний и поздний, причем первый период соответственно под­разделяется на три этапа, второй — на два. В начале первого периода, на самом раннем его докерамическом этапе, культура Среднего Поволжья продолжает тради­ции позднего мезолита и, видимо, вырастает на его местной палеоевропейской основе. Интересен второй этап, датируемый первой половиной IV тыс. до н. э.;

Оглавление