Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

СПЕЦИФИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ МАРИЙСКОГО  КРАЯ В СИСТЕМЕ ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА

И все-таки нет оснований преувеличивать степень связанности хозяйства марийских крестьян с ближним и дальним рынком. Главной целью их производства было не создание все возрастающей массы товарных ценнос­тей, а обеспечение собственных, довольно скромных по­требностей и обеспечение неизбежных в условиях фео­дализма податных обязательств перед государственной казной. Подобно всякому докапиталистическому спосо­бу производства натуральное хозяйство марийских крестьян имело основным законом: «...повторение про­цесса производства в прежних размерах, на прежнем техническом основании...», при этом крестьянские хозяй­ственные единицы «...могли существовать веками, не изменяясь ни по характеру, ни по величине, не выходя из пределов помещичьей вотчины, крестьянской деревни или небольшого окрестного рынка для сельских ремес­ленников и мелких промышленников (так называемых кустарей)»244.

В документах XVII в. пашенному, в том числе ясач­ному, крестьянину обыкновенно противопоставляется торговый посадский человек, а иногда и торговый крестьянин. «Мы, крестьяне, люди бедные, пашенные, неторговые» — таково содержание многих челобитных, отражающее взгляд людей XVII в.: богатеют не от зем­ли, дающей только средства пропитания, а от торгов. В этой связи типична формула в отписке в Посольский приказ 1615 г. о сборе пятой деньги в прикамских вот­чинах Строгановых с их людей «и со крестьян, которые товары торгуют и промыслы свои промышляют, оприч пашенных крестьян, которые живут на одних паик нях».

Подобный взгляд мало изменился и в последующем столетии. Характерна мотивировка выступления одного из крестьянских депутатов от Среднего Поволжья в Ека­терининской законодательной комиссии 1767 г.: «Неко­торые полагают, что следует запретить крестьянам тор­говлю    разными    товарами    потому,    что    торгующие крестьяне, оставляя хлебопашество, будто бы причиняют купцам много стеснения, и что от нерачения крестьян к хлебопашеству и происходит неурожай хлеба. Но неуро­жай хлеба происходит от бога... но в который год бог пошлет урожай, то тогда крестьянин только о том и думает, как бы ему хлеб убрать, и он уже не имеет до­суга помышлять о торговле. Если же крестьянам запре­щено будет торговать разными товарами, то, в случае неурожайного года, чем они будут пропитываться и чем будут платить подати?... Император Петр Великий уза­конил, чтобы крестьянам дозволено было торговать раз­ными товарами, кроме лавочных и щепетных; ибо крестьяне покупают и продают не для денежной корыс­ти, но для пропитания своих семейств и для платежа государственных податей»246.

Справедливость этих слов давно подтверждена ис­следованиями многих советских историков, которые еди­нодушно отмечают, что хотя большую часть обращавше­гося на рынке хлеба и в XVII в. давало крестьянское хозяйство, все же на рынок поступало зерно в виде слу­чайно образовавшихся излишков для уплаты налогов и., наконец, для продажи с целью приобретения предметов,, не производившихся самими крестьянами247. Нет спора,, в такой обстановке поволжское крестьянство втягива­лось в орбиту товарно-денежных отношений, и это слу­жило необходимым (но не единственным) условием для возникновения собственно товарного крестьянского про­изводства248. Но, ставя вопрос о развитии последнего, необходимо прежде всего выяснить, с какой щелью сель­ское население Поволжья вступало в рыночные отноше­ния, т. е. была ли продажа рядовыми крестьянами своих продуктов вынужденной (для уплаты иодатей), либо случайной или же хлеб и прочие продукты производи­лись ими как товар; необходимо знать и то, прибегало ли к покупкам на рынке сельское население, и если да, то в какой мере.

К сожалению, состояние источников по Марийскому краю XVIIXVIII вв. таково, что трудно установить действительную степень товарности мелких крестьянских .хозяйств. Пока что ясно одно, что в то время марийские крестьяне гораздо больше продавали на рынке, нежели покупали, ибо домашние промыслы имели широкое рас­пространение. По словам И. Г. Георги, «все черемисы производят... хлебопашество... В зимнее время состав­ляет звериная ловля главное их упражнение. Они не сме­лы и не хитры, а потому и не зажиточны...

Оглавление