Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
СПЕЦИФИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ МАРИЙСКОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА
И все-таки нет оснований преувеличивать степень связанности хозяйства марийских крестьян с ближним и дальним рынком. Главной целью их производства было не создание все возрастающей массы товарных ценностей, а обеспечение собственных, довольно скромных потребностей и обеспечение неизбежных в условиях феодализма податных обязательств перед государственной казной. Подобно всякому докапиталистическому способу производства натуральное хозяйство марийских крестьян имело основным законом: «...повторение процесса производства в прежних размерах, на прежнем техническом основании...», при этом крестьянские хозяйственные единицы «...могли существовать веками, не изменяясь ни по характеру, ни по величине, не выходя из пределов помещичьей вотчины, крестьянской деревни или небольшого окрестного рынка для сельских ремесленников и мелких промышленников (так называемых кустарей)»244.
В документах XVII в. пашенному, в том числе ясачному, крестьянину обыкновенно противопоставляется торговый посадский человек, а иногда и торговый крестьянин. «Мы, крестьяне, люди бедные, пашенные, неторговые» — таково содержание многих челобитных, отражающее взгляд людей XVII в.: богатеют не от земли, дающей только средства пропитания, а от торгов. В этой связи типична формула в отписке в Посольский приказ 1615 г. о сборе пятой деньги в прикамских вотчинах Строгановых с их людей «и со крестьян, которые товары торгуют и промыслы свои промышляют, оприч пашенных крестьян, которые живут на одних паик нях».
Подобный взгляд мало изменился и в последующем столетии. Характерна мотивировка выступления одного из крестьянских депутатов от Среднего Поволжья в Екатерининской законодательной комиссии 1767 г.: «Некоторые полагают, что следует запретить крестьянам торговлю разными товарами потому, что торгующие крестьяне, оставляя хлебопашество, будто бы причиняют купцам много стеснения, и что от нерачения крестьян к хлебопашеству и происходит неурожай хлеба. Но неурожай хлеба происходит от бога... но в который год бог пошлет урожай, то тогда крестьянин только о том и думает, как бы ему хлеб убрать, и он уже не имеет досуга помышлять о торговле. Если же крестьянам запрещено будет торговать разными товарами, то, в случае неурожайного года, чем они будут пропитываться и чем будут платить подати?... Император Петр Великий узаконил, чтобы крестьянам дозволено было торговать разными товарами, кроме лавочных и щепетных; ибо крестьяне покупают и продают не для денежной корысти, но для пропитания своих семейств и для платежа государственных податей»246.
Справедливость этих слов давно подтверждена исследованиями многих советских историков, которые единодушно отмечают, что хотя большую часть обращавшегося на рынке хлеба и в XVII в. давало крестьянское хозяйство, все же на рынок поступало зерно в виде случайно образовавшихся излишков для уплаты налогов и., наконец, для продажи с целью приобретения предметов,, не производившихся самими крестьянами247. Нет спора,, в такой обстановке поволжское крестьянство втягивалось в орбиту товарно-денежных отношений, и это служило необходимым (но не единственным) условием для возникновения собственно товарного крестьянского производства248. Но, ставя вопрос о развитии последнего, необходимо прежде всего выяснить, с какой щелью сельское население Поволжья вступало в рыночные отношения, т. е. была ли продажа рядовыми крестьянами своих продуктов вынужденной (для уплаты иодатей), либо случайной или же хлеб и прочие продукты производились ими как товар; необходимо знать и то, прибегало ли к покупкам на рынке сельское население, и если да, то в какой мере.