Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
СПЕЦИФИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ МАРИЙСКОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ВСЕРОССИЙСКОГО РЫНКА
. В Астрахань шли и государевы хлебные караваны из Козьмодемьян-ска и Чебоксар, о снаряжении которых было сказано: «а под те наши хлебные запасы у них суды и якори и канты и холсты на парусы и всякая судовая снасть и лубье и рогожи и запас про себя и про ярыжных купити и ярыжных наимовать в Нижнем Новегороде и в Кузьмо-демьянском и в Чебоксарех и в иных городех»228. Уже в те поры поволжские города считались «работными местами», где можно было прокормиться различной наемной работой. И действительно сюда ежегодно устремлялись крестьяне — отходники из соседних уездов — Нижегородского, Ветлужского, Козьмодемьянского, Чебоксарского, Кокшайского, Казанского и др.229. Об участии марийских крестьян во всех этих делах прямых письменных свидетельств нет, но вряд ли что-либо, кроме незнания русского языка и боязни быть обманутыми или закабаленными работодателями, могло препятствовать обслуживанию марийцами волго-камского торгового пути.
О торгах и покупках марийского населения в XVII в. существует незначительное количество данных, точнее, о них чаще можно только догадываться. В 1615 г. наехавшие из Москвы сборщики питанных денег обнаружили не только то, что «торговые люди ярославцы и костромичи и иных розных городов... живут приездом в Казани, торгуют и всякими промыслы промышляют», но и то, что «в Казанском уезде в пригородех в Тетюшах, в Лаишева, в Олатех, в Арском, в Малмыже есть прожиточные люди и в уезде осламчеи (мусульмане.— К. К-), чюваша и черемиса промышляют всякими торги заодин с рускими людми»230. Именно поэтому «с чюваши и с черемисы и с тезиков (среднеазиатских купцов.—К-К-), которые с рускими людми всякими товары торгуют», полагалось взыскивать пятую деньгу231.
В Казани —одном из крупнейших торгово-промышленных городов Поволжья — скапливались товары не только иногородней и иноземной, но и «уездной (т. е. местной) покупки», в том числе, видимо, и у марийцев — кожа, воск, мед, скот (лошади), деревянная посуда (блюда, ставцы, братины), которые большими партиями затем поступали к торгам на Великом Устюге232.
В Чувашском и Марийском Поволжье в XVII в. складывались и более мелкие торгово-ремесленные посады в городах, построенных в предыдущем столетии как опорные военно-административные центры вновь образованных уездов. Небезынтересна сопоставительная таблица т количества дворов на посадах городов: Заметный рост посадских дворов в Царево-Кокшайске л в Уржуме всего за три года явился прямым следствием.
Сохранилась царевококшайская строельная книга 1649 г., по которой можно судить о торгах и промыслах посадских и подгородных жителей (исключительно русских) . Книга прежде всего указывает на четырех человек, которые «жили во крестьянех за государем в деревнях», но потом «вышли» оттуда еще до 1647 г. «на посад жить и в слободы», где имеют свои дворы и постоянно торгуют: «Незговорко Борисов торгует шелком и солью и воском и рыбою и иными товары, и ныне он, Незговорко, в товарищах в откупу в таможне и на кабаке; Варакска Григорьев торгует воском и лошадми и иными товары; Безсонко Алексеев торгует рыбою и солью; Мишка Исаков торгует солью и хмелем и иными мелкими товары»234. Вполне понятно, что указанные лица не сами производили указанные товары, а скупали их у окрестных крестьян или привозили из «иных городов» (Казани, Чебоксар и др.).
Бок о бок с посадом «на выгонной земле» стояли деревни и починки русских людей, отписанных из дворцового ведомства в поместье князю В. Г. Ромодановско-му в 1647 г.235