Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
МАРИЙСКИЙ КРАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И КАЗАНСКОГО ХАНСТВА
какое-то воинское объединение, но имеет параллель с «билик» — ленным владением татарских беков и мурз. Как нам кажется, название Василуков-Беляк на средневековой марийской почве может быть истолковано как обозначение территориальной группы (волости), подведомственной гражданскому и военному управлению некоего местного сотника Василука.
Кокшайские и ветлужские сотники были менее доступны прямому деспотическому давлению казанских ханов, которые, опасаясь русских воинских походов с севера (с Вятки) и северо-запада (со стороны Галича и Устюга), стремились, надо полагать, к союзническим отношениям с упомянутыми марийскими предводителями, также видевшими выгоду в поддержке захватнических действий татар по отношению к окраинным русским землям. В ином свете трудно истолковать следующие свидетельства Устюжской летописи: в 1462 г. «рать че-ремиская с тотары казаньскими приходили на Устюжъ-ский уезд, на верх Югу реки, на волость на Лоху, повоевали, полон повели много русских голов. А устюжане ходили за ними в погоню, сугнав их, побили всех, а полон назад отполонили весь»; в 1468 г. «князь великий посылал рать на черемису: двою Ивана Ивановичи Глухово и Ивана Руна, а с ними устюжана да галича-на».
Вообще, как мы знаем, казанские походы «на Рус-кия пределы, на Галич и на Вологду, и на Чюхлому и на Кострому» были нередкими, причем, если даже в них марийское воинство участвовало не всегда, то совершались эти грабительские походы через марийские земли, и казанским воеводам было не безразлично, как встретят их в глухих лесах марийские предводители. По данному поводу хорошо осведомленный С. Гербер-штейн в свое время недвусмысленно писал: к Вятке «кратчайшая дорога ... идет через Кострому и Галич, но она трудна, ибо кроме болот и лесов, которые затрудняют путь, между Галичем и Вяткой еще разбойничают бродячие там черемисы». Упомянутая дорога получила название Галицкой, той самой, по которой, говоря словами князя А. М*. Курбского, «залегохом пути от всея Луговыя Черемисы, яже ко граду лежат» (Казани). Кстати, отсюда и название одной из приказанских «да-руг».
Реальную, полную военных опасностей обстановку на Галицкой дороге во второй половине XV в. (1468 г.) очень живо нарисовал русский летописец. Приведем это свидетельство целиком: «Татари казанстии поидоша из-гоном к Галичу и мало нечто полону взяша. Тое же осени послал князь великий Иван Черемисы воевать князя Семена Романовича, а с ним многих детей боярских двор свой; и совокупившеся вси поидоша из Галича декабря в 6, и поидоша лесы без пути, а зима была велми студена. Тое же зимы, генваря в 6, рать великого князя прииде в землю Черемискую, и много зла учиниша земли той, люди изсекоша, а иных в полон поведоша, в иных изожгоша, а кони их и всякую животину, чего нельзя с собой имати, то все изсекоша, а что было живота их, то все взяша; и повоеваша всю землю ту, досталь пожгоша, а за один день до Казани не доходили, и возвратившеся приидоша к великому князю вси поздо-рову».
Из этого драматического по содержанию летописного рассказа отчетливо явствует, что именно по вине казанских ханов какая-то часть марийцев Луговой стороны, ведомая собственными «сотными князьями», оказалась вовлеченной в антирусскую грабительскую политику, что вызвало не менее жестокие ответные карательные меры и исподволь подготовило отчаянное сопротивление «луговой черемисы» русскому воинству при окончательном взятии Казани Иваном IV в 1552 г.
Да и в целом период татаро-монгольского и татаро-казанского господства в Среднем Поволжье был очень смутным и тяжелым для коренного населения временем. Та полоса сближения между крепнущей Русью и народами Среднего Поволжья, которая наметилась в XI —