Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
МАРИЙСКИЙ КРАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И КАЗАНСКОГО ХАНСТВА
В данном случае центр тяготения был один —сама Казань, но обширность земель «луговой» черемисы» и ее явное разделение на территориально-диалектные группы, поддержанное особыми внутригрупповыми этническими связями, а также и чисто практические потребности наилучшего управления этим населением, поставили казанских государей перед необходимостью учредить несколько даруг. Границы их действительно были очень устойчивыми: долгое время после разгрома Казани и основания русской системы уездов население их там, где некогда существовали даруги, переписывалось по «дорогам» и числилось за ними.
Это было обычным для XVII в., но и в 1708 г. упоминаются «Казанского уезду всех дорог татаровя и иные иноязычники», а к 1771'—1773 гг. относится интереснейший пространный документ под названием «Список алфавитный Казанской провинции дворянам и прочим владельцам, и с показанием за кем по которой дороге и в каком именно жительстве состоит мужеска пола крестьян». В основном тексте документа фигурируют те же пять «дорог». Для точного указания местожительства крестьян и в конце XVIII в. писцы нередко прибегали к таким, например, определениям: «... Казанского наместничества Царевококшайский округи Галитской дороги волости Большей Карамас деревни Новый Ка-рамас же».
Одним словом, деление восточных марийских земель на даруги — «дороги» было очень устойчивым, но мы, к сожалению, не имеем никаких данных о переписях здешнего населения при татарском владычестве, а такие переписи, вероятно, производились. Ничего определенного не известно и о податях, взимаемых даругами и их уполномоченными с крестьянских общин и отдельных дворов. Писцовая книга Казанского уезда 1603 г. пере-житочно сохранила на этот счет такое частное свидетельство: «Да по сказке князь Бакшанды Нурушева и по выпросу тутошних и окольных людей емлет Бакшан-да с волости Нали Кукмор с девяносто з девяти дворов дорогильные пошлины 14 рублев и 18 алтын 2 деньги, да с тех же дворов емлет с свадеб кунишную пошлину».
В соответствии с общим татарским порядком даруги делились на сотни, из которых каждая охватывала целую группу селений. Так, по данным XVII в., приволжская Галицкая дорога состояла из 13 сотен». Во главе каждой из них стоял сотник, вероятно, из местных знатных людей, но облеченный властью не без ведома ханской администрации. «Дорогильные» сотники были тесно связаны со служилым сословием Казанского ханства, но кормились, видимо, тем, что пользовались какой-то частью «десятинной дани» (ясака), взимаемой ими в пользу ханской казны с подчиненных марийских крестьян. Социальное обличие этих сотников рисуется двойственным: с одной стороны, они, несомненно, пользуются авторитетом среди своих людей — рядовых общинников и являются для последних представителями опирающейся на обычное право и традицию общественной власти (иначе им не удалось бы собирать сравнительно крупные ополчения даже тогда, когда под ударами русских рухнуло казанское владычество); с другой стороны, марииские «дорогильные» сотники претендуют на роль не только вождей, но и единовластных распорядителей в сотнях под татарским покровительством и, конечно, не без выгоды для самих себя. Короче говоря, эти сотники были промежуточным, власть имущим слоем между правящей феодальной верхушкой Казанского ханства и простой «черемисой», прямо названной безымянным казанским историком «чернью».
Меньшую зависимость от ханской власти испытывали марийцы, расселенные в бассейне Ярани, Б. Кокшаги и Ветлуги, где, как мы знаем, не было ни даруг, ни четкого членения на сотни, хотя местная правящая «волостная» верхушка и названа русскими источниками привычным термином «сотники», «сотные князья». Только в одном случае территориальная единица, расположенная, видимо, в бассейне М. Кокшаги, названа Василу-ков-Беляк. Тюркский термин «беляк» сам по себе примечателен: лингвистически он восходит к понятию (группа, отряд, орда), т. е.