Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

МАРИЙСКИЙ КРАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И КАЗАНСКОГО ХАНСТВА

Более мелкими феодалами были уланы (огланы) — начальники небольших воинских подразделений. Наконец, низший слой служилых людей составляли казаки — рядовые воины татары, получавшие за постоянную службу не­которое вознаграждение, в том числе земельные участ­ки. Вся эта иерархическая структура поддерживала свое существование не только (и, видимо, не столько) пожалованиями из ханской казны, сколько феодальной эксплуатацией «черных людей» и военной добычей.

Интересен вопрос о формах земельной собственности и землевладения в Казанском ханстве, включавшем в свой состав наиболее плодородную и богатую другими при­родными дарами часть Среднего Поволжья со значи­тельным народонаселением. Несомненно, что от устано­вившихся норм времен Чингизидов казанские ханы унаследовали право верховной собственности на под­властные им земли, право, опирающееся на воинскую силу над непосредственными производителями — кре­стьянами, на классовую солидарность и военно-полити­ческую поддержку татарской знати, признававшей в лице хана своего сюзерена и верховного распорядителя общегосударственным достоянием. Все это вместе взятое позволяло казанским ханам через посредство подчиненной им администрации собирать с населения фиксированную дань-налог, поступавшую в государст­венную казну. Говоря словами Маркса, «при таких об­стоятельствах отношение зависимости может иметь политически и экономически не более суровую форму, чем та, которая характеризует положение всех поддан­ных по отношению к этому государству. Государство здесь — верховный собственник земли. Суверенитет здесь — земельная собственность, сконцентрированная в национальном масштабе. Но зато в этом случае не существует никакой частной земельной собственности, хотя существует как частное, так и общинное владение и пользование землей».

Главным объектом казанской фискальной политики были поволжские крестьяне, объединенные в поземель­ные общины. Утверждая свою власть над личностными судьбами крестьянства, ханское правительство налагало определенную регламентацию и на его экономическое бытие, объявляя себя собственником важнейшего средcтва производства — всей земли и йизводя непосредст­венных производителей до положения наследственных владельцев фактически им исстари принадлежавших по­лей и угодий. При таком положении верховный госпо­дин — хан «жаловал» крестьянам землю и мир за опре­деленные повинности, примерно в том же порядке, как этого требовал позднее от казанцев Иван IV: «... и без брани и без пролития крови, на всей воле его, яко любо ему и служити ему... нелестно, и дани давати, яко всем бывшим своим царем казанским».

В судебных делах чувашских крестьян XVIIXVIII вв. есть ссылки на старинные документы «татар­ского письма» времен Казанского ханства о закреплении за общинами ясачных крестьян участков пахотных зе­мель, лугов и лесов. Например, «те де леса Свияжско-го, Цивильского, Чебоксарского, Кокшайского уездов чуваша по татарскому владению у всех общие»; «а креп­ки де им те леса со всякими угодьи по старинным кре­постям, как они жили за казанскими татары». Сохра­нились и другие татарские «земляные письма» со ссыл­ками на «жалования» крестьян земельными угодьями казанским ханом Мухаммедом-Эмином (конец XV— начало XVI вв.).

Наделяя служащих ему мелких и крупных воена­чальников какими-либо улусами с правом «кормиться» взимаемыми с населения ясаками, верховный прави­тель мог при случае вернуть эти улусы в государствен­ную казну или переуступить их на время или навсегда другим своим вассалам. Таков, в частности, смысл сле­дующего свидетельства Воскресенской летописи под 1541 г.: «а от царя (Сафа-Гирея. — К. /(•), ныне казан­ским людем велми тяжко, у многих князей ясаки поот-иимал да крымцом подавал».

В данном случае мы сталкиваемся уже с частным военно-ленным землевладением, которое, вероятно, было широко распространено в Казанском ханстве. Ш. Ф. Му-хамедьяров сближает его с обычным на востоке «сойюр-галом» и считает, что казанско-татарскому сойюргалу были присущи следующие черты: его владелец пользовался правом налогового й адмйнйстратйвнб-судебного иммунитета от ханской администрации, т. е. мог само­стоятельно распоряжаться взиманием в свою пользу на­логов и судебных пеней с выделенного ему населения определенной местности, но само владение, будучи даже наследственным (от отца к сыну),

Оглавление