Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
МАРИЙСКИЙ КРАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И КАЗАНСКОГО ХАНСТВА
завоевании русскими Казани в 1552 г. значительная часть марийцев составляла население приказаиских «дорог» — Галицкой, Алатской и Арской.
Золотая Орда была сильным и хищническим по отношению к покоренному населению, но внутренне непрочным и недолговечным военно-феодальным государством. На окраине Волжской Булгарии в первой половине XV в. поднимается новый политический центр — Казань, где в 1438 г. уже сидел князь «вотчич»Алибек, самостоятельно управлявший всем Казанским краем, в том числе, видимо, и некоторыми прилежащими марийскими, удмуртскими и чувашскими землями. В указанном году или несколько позднее (мнения историков по этому поводу расходятся), с захватом Казани Улуг-Мухам-медом или его сыном Махмутеком было положено начало новому государству — Казанскому ханству.
Пределы непосредственного господства этого военно-феодального образования определяются следующим образом: это была прежде всего вся территория прежней Волжской Булгарии с земледельческим Приказаньем, Горная сторона от Свияги до Суры и Мокши, земли по Каме, Вятке и Белой. С марийской Луговой стороной у Казанского ханства сложились несколько иные отношения, о которых подробнее будет сказано ниже.
Среди историков давно идет спор о том, что представляло собой с точки зрения внутренней истории Казанское ханство («царство»): этнокультурное и раннефеодальное наследие Волжской Булгарии или своеобразное продолжение (хотя и в миниатюре) военно-феодальной системы Золотой Орды? Правильнее, конечно, последнее мнение, основанием для которого служит не только известное высказывание безымянного казанского историка: «и укреплятися вместо Золотыя Орды Казань — новая Орда, запустевший Саинов юрт... И пройде царьская слава, и честь, и величество з Большия Орды и с старыя матери ордам всем — на преокаянную дщерь младую Казань». То, что Казанское ханство как феодально-политическое образование не было простым восстановлением прежнего Булгарского царства, свидетельствуют многие объективные исторические факты. Социальная структура и юридические нормы Казанского государства были по сути дела те же, что и в Джучиевом улусе. «Царственная книга» прямо указывает на казанских тысячников, сотников, десятников, шейхов, суфиев. С простого, феодально зависимого народа взимались те же ясак, калан и особая подать, называемая салыг.
Конечно, значительную часть населения Казанского ханства составляли аборигены Среднего Поволжья. Но нельзя сбрасывать со счетов и то, что с основанием новой Казани «начата збиратися ко царю мнози вар-вари от различных стран: от Златыя Орды, от Асторо-хани, и от Азова и от Крыма». Это были и представители военной знати (например, из крупных татаро-кыпчакских родов Ширин, Барын, Аргын и Кыпчак), и подчиненное им довольно многочисленное войско. Как установлено лингвистами, этот новый приток тюр-ко-кыпчакского населения, занявшего господствующее положение в Среднем Поволжье, способствовал окончательному сложению казанско-татарского языка, очень отличного от древнего тюрко-булгарского (Б. А. Серебренников и др.).
И тем не менее феодальную систему Казанского ханства нельзя рассматривать как копию социальных порядков Золотой Орды. Казанью с «областью» правили и управляли не только хан и члены его царствующей фамилии, но и «вси держатели казаньския», среди которых выделялись «.. и князи, и мурзы, и болшия велмо-жи». Верховная власть казанского хана была в немалой степени ограничена реальной силой и волей военно-феодального слоя высших предводителей, разделявшихся на соперничающие политические партии. Значительная сила находилась в руках князей-эмиров, стоявших во главе крупных улусов, полученных ими от хана в управление и «кормление». За эмирами следовали многочисленные мурзы — служилые дворяне. Те и другие держали под своим контролем значительные земли в бассейнах рек Казанки, Меши и Свияги.