Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ

.

Среди луговых марийцев шарпан с обязательной его принадлежностью — нашмаком (узкой вышитой полос­кой ткани, которую носили на темени) был типичен для моркинских и приволжско-нижнекокшайских марийцев и территориально совпадал с моркинским и приволжским говорами лугового наречия, а также с пределами ста­ринных делений — Галицкой дорогой и Кокшайским уездом.

Было бы очень заманчиво в четком разграничении марийцев по особенностям шарпана и рубахи на две группы — горную и приволжско-луговую — видеть от­ражение былой племенной принадлежности. Но факты убеждают в том, что это явление много сложнее. Шар­пан у луговых марийцев моркинско-волжско-кокшайской группы не может быть признан исконным головным убо­ром. По убеждению Т. А. Крюковой294 и нашему, этому убору в очерченном районе, видимо, предшествовал со­вершенно иной, конусообразный    головной   убор    типа шымакша (чурика, тюрика), который совсем еще недав­но бытовал среди сернурских и восточных (вятско-кам-ских) марийцев. Шымакши пережиточно известны в приволжско-кокшайской группе луговых марийцев, где они явно были сменены шарпаном, может быть, пришед­шим с правой стороны Волги от чувашей295.

Шарпан распространился и к северу от Волги, до­стигнув старинных марийских волостей, группировавших­ся вокруг Царевококшайска, но здесь он столкнулся с более прочным и широким бытованием сороки, которая, в свою очередь, наслаивалась на более древний шы-макш296.

Иными словами, для всех марийцев лугового наречия в отдаленные времена было характерно ношение шлыко-видного с широкой позатыльней головного убора типа шымакша —именно «типа», потому что этот убор мог варьироваться в тех или иных важных деталях по отдель­ным (территориально-племенным или земляческим) группам населения. Примечательно и то, что сравни­тельно поздняя смена шымакша шарпаном происходила в основном в границах моркинско-приволжско-кокшай-ской группировки, которая всегда отличала себя и от сернурских марийцев (шенгел марий), и от царевокок-шайских (чарла марий).

Моркинские марийцы, носившие шарпан, считали своих юго-западных, приволжских соседей близкими им людьми по тому же шарпану и рубахе и по еще каким-то «земляческим симпатиям», называя петьяльских ма­рийцев юл вел марий, т. е. попросту «марийцы волжской стороны», а красноярско-исменецких марийцев — чак марий, т. е. «близкие марийцы»297. Все вместе они в XVI—XVIII вв. составляли население Галицкой дороги, т. е. определенной земляческой группировки.

Но те же моркинцы отличали себя от уржумских со­седей — сернурских, торьяльских, турекских марийцев, которых они называли шенгел марий, т. е. «задние (по отношению к Моркам и Казани) марийцы», носящие исключительно шымакш. Любопытен тот этнографи­ческий факт, что граница менаду шарпаном и шымакшем в этом районе установилась довольно резко: к востоку от Морков в быв. Шиныпинской вол. есть деревня Пёртел-га, где носили шарпан, имели свадебные обряды, песни и танцы моркинского цикла, но через овраг, в деревне Почак, носили уже шымакш и пели песни сернурского и торьяльского цикла298. Этот факт зарегистрирован позд­но, но и он содержит в себе черточку былого «землячес­кого» размежевания населения юго-восточной части Марийского края. Ведь нам уже известно, что сернур-ско-торьяльско-турекская группировка марийцев луго­вого наречия составляла население старинной Алатской дороги, существовавшей еще во времена Казанского ханства.

На северо-западе граница бытования шымакша в ее недавнем очертании несколько расплывчата. Прежняя Алатская дорога граничила на северо-западе с Яранским уездом в полосе лесов по левую сторону р. Немды. Од­нако шымакш распространялся еще западнее этой гра­ницы, так как он известен в селениях Пижанского куста, т. е. среди марийцев пижанского говора чокающей группы лугового наречия299. Шымакш здесь известен под названием чурик (от слова щур — рог); в качестве однорогого головного убора он претендует на искон­ность бытования в этом районе, хотя наряду с ним из­давна существует «сорока», продвинувшаяся сюда со стороны Яранска.

Оглавление