Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ

Историография проблемы формирования марийцев в качестве этнической общности особого исторического типа — «народности» — фактически отсутствует, если не считать подвергнутого сомнению взгляда о существова­нии еще в I тыс. н. э. «древнемарийской народности», которая позднее IXXI вв. распалась на многие диа­лектные группы.

Сущность нашей критики этого взгляда состоит вовсе не в отрицании очевидного факта этнического    родства некоторого числа древнемарийских    племен,    диалекты которых столь же очевидно восходили к единой лингвис­тической системе. Но ничто не свидетельствует об очень ранней (еще на стадии общинно-родового строя)    кон­центрации этих «отдельных» племенных общностей во­круг какого-то притягательного центра (положим,   вок­руг наиболее значительного и активного марийского пле­мени) или о такой традиционной и устойчивой межпле­менной союзнической федерации марийских групп, кото­рая могла бы со временем породить общую тягу к обра­зованию совокупного «гражданского общества»    (соци­ально-политического    организма), как это в классичес­ком выражении имело место в Древней Греции и Риме. Напротив, подробно проанализированные выше   досто­верные факты XVI — начала XVII в. раскрывают живые остатки «земляческой» разобщенности различных групп марийского населения, исторически, несомненно,   восхо­дящей к древней племенной обособленности, которая не стерлась за сотни лет,    предшествовавшие    включению Марийского края в состав России.

Выделение особой категории народности, которую мы вслед за многими авторами считаем особым типом этнической общности классового общества, есть до из­вестной степени научная формализация действительных этнических процессов, берущих истоки в лингвистически однородной, но еще не охваченной действием центро­стремительных сил этнической среде. Эта среда при бла­гоприятных условиях дальнейшего исторического разви­тия пронизывается различного рода связями, «уплотня­ется» путем территориального и хозяйственного сбли­жения слагающих ее локальных единиц, «самоопределя­ется» внутренне и по отношению к соседним народам, т. е. приобретает характер устойчивой этнической це­лостности.

Категория народности необходима нам потому, что, выделяя ее, мы, во-первых, подчеркиваем принципиаль­ную разницу между племенной общностью и той общ­ностью этнически однородного населения, что существу­ет на более широкой территории и при совершенно иных

формах общественных связей значительных людских масс; во-вторых, мы получаем возможность вместить в определенные историко-типологические рамки целую по­лосу развития этнического процесса в обществе, не знающем ни доминирующего и всеобъемлющего товар­ного производства, ни широких национальных движений. Мы не сомневаемся в правомерности постановки та­кого сложного вопроса в отношении марийцев. Конечно, по языку и этнической психологии марийцы начала XIX в. как будто    бы не отличимы от марийцев    XV

XVI   вв., когда они вошли в состав сначала Казанскогоханства и были размежеваны по сотням и пятидесятням,а затем уже в составе России были административнораспределены по уездам и волостям. Однако между се­рединой XVI и началом XIX в. социально-экономическийпроцесс перестроил структуру связей между людьми,входившими в те или иные локальные объединения, соз­дал территориальные группы смешанного («межволост­ного») происхождения, значительно сблизил через пос­редство крепнущих хозяйственно-соседских связейбольшие группы марийского населения и способствовалтому процессу, который мы решили называть «уплотне­нием этнического ядра» формирующейся марийской на­родности.

Оглавление