Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ
Весь вышеизложенный материал свидетельствует в пользу этого вывода, который тем самым из области умозрительных построений переносится на почву реальных фактов, только на факты эти следует взглянуть сквозь призму основных закономерностей этно-социаль-ного процесса, как они устанавливаются в зрелом феодальном обществе народов Среднего Поволжья286. Рассмотрим же эти факты, оговорившись, что большинство из них уже фигурировало во всех предшествующих разделах настоящей главы (это избавляет нас от сложной системы повторных ссылок на источники).
Исследователям хорошо известен документ начала
XVII в.—отписка из Перми воеводы Чемоданова наВятку воеводе Пушечникову о сборе пермских ратныхлюдей на помощь Вятке против «воровской черемисы»августа 1610 г.287. В отписке обращает на себя внимание «земляческое» опреДелейиё различных групп восставших марийцев: «собралось де в Санчурском уезде в Юж волости воров санчурской черемисы тысячи с две»; «а в Царегородском де уезде в Хозякове волости собралось воров черемисы царегородские с тысячу человек»; «а из Козьмодемьского де пришел черемиской сотник Ветлуж-ской волости Аникей Кошаков, а с ним Козьмодемьянские черемисы семь сот человек». С одной стороны, в этих выражениях ничего особенного вроде бы и нет: положим, «санчурские черемисы» названы так по месту их жительства в Санчурском уезде, а «царевогородские» по месту их жительства в Царевококшайском уезде. Но, с другой стороны, каждое из этих топонимических названий несет на себе печать обозначения различных «земляческих» групп Марийского края.
Это впечатление усиливается тем, что и у самих марийцев даже много времени спустя существовало представление об упомянутых группах населения как об особых, этнического характера образованиях, выходящих за рамки обычного административного распределения населения по уездам. В частности, марийцы Козьмо-демьянского уезда, объединенные горномарийским наречием и не всегда при обращении хорошо понимавшие своих соседей — кокшайских и санчурских марийцев, услышав слово иного диалекта, довольно точно определяли: «так говорят по-царевски» (т. е. в Царевококшайском уезде) или «это слово шанчуринское» (т. е. диалекта санчурского, «северо-западного»)288. В свою очередь, марийцы моркинского говора по традиции называли царевококшайских соседей «чарла марий» (т. е. «царев-ские марийцы»), а далеких от них горных марийцев — «чакма марий» (т. е. «Козьмодемьянские марийцы») 289.
Традиции «земляческого» размежевания у марийцев сохранялись очень долго, и наиболее яркое этнографическое свидетельство тому — членение местного населения по женским головным уборам. Еще И. Н. Смирнов отметил отчетливо осознаваемое (как проявление этнической психологии) подразделение самими марийцами своего народа на три группы: а) «сорокан марий»—марийцы с головным убором «сорокой»; б) «шымакшан мэрий» — носящие шымакш, в) «шарпан-нашмакан марий»— носящие шарпан с нашмаком290. По материалам Т. А. Крюковой291 и нашим, этот автор был прав, но в его характеристику следует внести некоторые важные уточнения.
Начнем с группы «тарпана» — полотенечного головного убора замужней женщины. По данным И. Н. Смирнова, его носили «в южной части Царевококшайского уезда, в Казанском, Чебоксарском, Козьмодемьянской, Васильсурском, Макарьевском и в двух деревнях в юго-западном углу Яранского уезда»292. Таким образом, в эту группу оказались отнесенными как луговые (мор-кинские, приволжские, нижнекокшайские), так и горные марийцы. Однако представляется необходимым горных марийцев Козьмодемьянского, Васильсурского и Ма-карьевского уездов выделить особо, так как шарпаны горных и луговых марийцев резко отличаются и в украшении и в способах ношения. Различной была и манера украшения рубахи293