Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ

XVII в. и начало XVIII в. не были благоприятны для создания такой демографической ситуации в Марийском крае. Вследствие социальных потрясений и стихийных бедствий пустели многие населенные пункты, а их «жи-лецкие люди» уходили на Каму, в Зауралье и Уфимский уезд, никогда больше не возвращаясь обратно. Укреп­ление военно-полицейского аппарата на местах в петров­ское и послепетровское время поставило серьезные пре­грады этим стихийным миграциям, хотя и не могло пере­крыть их полностью. С середины XVIII в. и до оконча­ния проведения генерального межевания движение на­родонаселения в крае определенным образом стабилизи^ ровалось. По этой причине усилился процесс внутренней колонизации, приведшей к укрупнению старых населен­ных пунктов, занятию всех прежде «порозших» земель, более энергичному вторжению в вековые леса и основанию большого количества починков и выселков, которые со временем становились деревнями, порождавшими но­вые выселки.

При анализе актов Генерального  межевания  броса­ются в глаза два очень важных обстоятельства: во-пер­вых, то, что починки и выселки буквально заполняют все мало-мальски пригодные для обработки места по возвы­шенностям и ранее не заселенным междуречьям, а это приводит к межволостной    чересполосице и смешению родственного и неродственного населения; и, во-вторых, то, что землемеры обмежевывают, как правило, крупные крестьянские дачи, понуждая тем самым    население    к расширению общественных связей (поземельных, подат-но-мирских и прочих) до пределов    большой   округи    с многотысячным населением. Смещение исконных волост­ных границ, внедрение    новопоселенцев со стороны    в массу старожилов, ослабление и разрушение в прошлом стойких патронимических связей — все   это   размывало (но еще не ликвидировало)    прежнюю,    «земляческую» обособленность    и    исключительность.  В XIX в.  стали типичными обозначения марийских крестьян непосредст­венно по месту жительства: морко мэрий, торьял марий, ронго   марий,  чарла   марий и т. д.;   и лишь в семейно-брачных делах   учитывались  диалект и головной   убор женщины.

В 1781 г. было произведено новое административное устройство населенных марийцами земель, которое в основном состояло «в размене жительств с прикосновен­ными наместничествами», с тем, чтобы некоторые волос­ти, независимо от этнической принадлежности их жите­лей, «по удобности от одних отделить и к другим при­числить» 317. Так, двенадцать волостей бывшей Алатской дороги с сернурско-торьяльско-турекскими марийцами оказались вместе с русскими и татарами в составе Ур­жумского уезда Вятского наместничества (затем губер­нии). В то же наместничество вошли преимущественно санчуро-яранские марийцы, но часть санчурян была переведена в Царевококшайский уезд. Последний обра­зовался из прежнего одноименного уезда, части Галиц-кой дороги, Кокшайского и Царевосанчурского уездов. Губернская реформа практически ничем не способство­вала укреплению общности марийского народа.

Просматривая подробный список 222 «жительств» (без указания выселков) Царевококшайского уезда 1781—1782 гг., можно убедиться, что марийское населе­ние довольно кучно группировалось в двух местностях — в верхней части бассейна М. Кокшаги и в южной полосе между низовьем М. Кокшаги и Морками (бывш. Галиц-кая дорога) 318. Столетие спустя русская крестьянская колонизация заметно разобщила этот марийский массив в районе Царевококшайска, Ронги и Большешигаковской волости. Однако, как отмечал И. Н. Смирнов, на востоке Царевококшайского уезда «черемисы остаются почти единственными жителями в целом    ряде    волостей»319.

Оглавление