Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ
XVII в. и начало XVIII в. не были благоприятны для создания такой демографической ситуации в Марийском крае. Вследствие социальных потрясений и стихийных бедствий пустели многие населенные пункты, а их «жи-лецкие люди» уходили на Каму, в Зауралье и Уфимский уезд, никогда больше не возвращаясь обратно. Укрепление военно-полицейского аппарата на местах в петровское и послепетровское время поставило серьезные преграды этим стихийным миграциям, хотя и не могло перекрыть их полностью. С середины XVIII в. и до окончания проведения генерального межевания движение народонаселения в крае определенным образом стабилизи^ ровалось. По этой причине усилился процесс внутренней колонизации, приведшей к укрупнению старых населенных пунктов, занятию всех прежде «порозших» земель, более энергичному вторжению в вековые леса и основанию большого количества починков и выселков, которые со временем становились деревнями, порождавшими новые выселки.
При анализе актов Генерального межевания бросаются в глаза два очень важных обстоятельства: во-первых, то, что починки и выселки буквально заполняют все мало-мальски пригодные для обработки места по возвышенностям и ранее не заселенным междуречьям, а это приводит к межволостной чересполосице и смешению родственного и неродственного населения; и, во-вторых, то, что землемеры обмежевывают, как правило, крупные крестьянские дачи, понуждая тем самым население к расширению общественных связей (поземельных, подат-но-мирских и прочих) до пределов большой округи с многотысячным населением. Смещение исконных волостных границ, внедрение новопоселенцев со стороны в массу старожилов, ослабление и разрушение в прошлом стойких патронимических связей — все это размывало (но еще не ликвидировало) прежнюю, «земляческую» обособленность и исключительность. В XIX в. стали типичными обозначения марийских крестьян непосредственно по месту жительства: морко мэрий, торьял марий, ронго марий, чарла марий и т. д.; и лишь в семейно-брачных делах учитывались диалект и головной убор женщины.
В 1781 г. было произведено новое административное устройство населенных марийцами земель, которое в основном состояло «в размене жительств с прикосновенными наместничествами», с тем, чтобы некоторые волости, независимо от этнической принадлежности их жителей, «по удобности от одних отделить и к другим причислить» 317. Так, двенадцать волостей бывшей Алатской дороги с сернурско-торьяльско-турекскими марийцами оказались вместе с русскими и татарами в составе Уржумского уезда Вятского наместничества (затем губернии). В то же наместничество вошли преимущественно санчуро-яранские марийцы, но часть санчурян была переведена в Царевококшайский уезд. Последний образовался из прежнего одноименного уезда, части Галиц-кой дороги, Кокшайского и Царевосанчурского уездов. Губернская реформа практически ничем не способствовала укреплению общности марийского народа.
Просматривая подробный список 222 «жительств» (без указания выселков) Царевококшайского уезда 1781—1782 гг., можно убедиться, что марийское население довольно кучно группировалось в двух местностях — в верхней части бассейна М. Кокшаги и в южной полосе между низовьем М. Кокшаги и Морками (бывш. Галиц-кая дорога) 318. Столетие спустя русская крестьянская колонизация заметно разобщила этот марийский массив в районе Царевококшайска, Ронги и Большешигаковской волости. Однако, как отмечал И. Н. Смирнов, на востоке Царевококшайского уезда «черемисы остаются почти единственными жителями в целом ряде волостей»319.