Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ

Открытое неповиновение властям обычно приводило к поражению марийских крестьян и дальнейшему завинчианшо фискально-полицейского пресса. И хотя народ­ная память о совместных выступлениях против царизма в XVII и XVIII вв.315 сохранялась долгое время, все же в повседневной жизни марийские крестьяне были разоб­щены друг от друга уже самими условиями их натураль­ного патриархального производства, а общественные ин­тересы их обычно не выходили за рамки сельских «ми­ров».

Но социальная база для развития более широких форм общности даже в масштабе целого народа все же существовала, так как образ жизни, социальное поло­жение и экономические интересы ясачнообязанных (а затем записанных в разряд государственных) марий­ских крестьян были общими, а поэтому и притягиваю­щими их друг к другу в противовес чуждой им эксплуа­таторской феодальной администрации. Вспомним в этой связи положение К- Маркса и Ф. Энгельса о том, что «...общественные отношения, в которые вступали инди­виды какого-нибудь класса и которые обусловливались их общими интересами против какого-либо другого клас­са, составляли всегда такую коллективность, к которой эти индивиды принадлежали лишь как средние индиви­ды, лишь постольку, поскольку они жили в условиях су­ществования своего класса; они находились в этих об­щественных отношениях не как индивиды, а как члены класса»316.

Соборное уложение 1649 г. закрепило марийцев на положении особого сословного разряда «ясашной чере­мисы» или, как писалось в переписной книге 1678 г., на положении «ясашных людей, которые живут в Казан­ском уезде, по указу великого государя». Ясашными бы­ли и окружающие русские, и мордва, и чуваши, но во многих документах XVII в. подчеркивается обособленное состояние марийцев, которые, тем самым, представляли собой один сословный «разряд—народ». Внутри этого разряда не было непреодолимых препятствий к перехо­дам с ясака на ясак, из одной волости в другую, к созданию межволосных поселений, заключению смешан­ных браков и   разного рода   торгово-обменных   сделок.

Однако для создания прочной, разносторонней и по­степенно действующей общности марийцев    необходимо оыло решительное преодоление «земляческих» перегоро­док, развитие широкого общения на базе углубления общественного разделения труда, усовершенствование путей сообщения и создание экономических центров с постоянным тяготением к ним не только ближней окру­ги, но и более удаленных местностей с коренным населе­нием. В XVIIXVIII вв. этот процесс только начинался, дав, однако, многообещающие ростки.

Одной из причин, серьезно тормозивших сближение различных групп марийского населения, была их разоб­щенность, хотя географически они занимали достаточно компактную территорию, преимущественно по левую сторону Волги. В этой связи нелишне заметить, что не сама по себе территория — какая-то часть эйкументы — создает условия для формирования этнической общности. Иное дело, когда речь идет об «этнической территории», плотно заселенной данным народом и с которой нераз­рывно связана вся его совместная историческая деятель­ность и повседневное общение в различных направле­ниях.

Для социально-этнической консолидации любого на­рода необходимо именно такое «плотное» в территори­ально-поселенном отношении размещение одноязычного населения, когда и при слабом развитии межрайонного разделения общественного труда устанавливаются коммуникативные цепочки от селения к селению и про­исходит, казалось бы, малозаметный, взаимообмен — демографический, хозяйственный, культурный, язы­ковый и т. д.

Оглавление