Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ
, куда окрестное население разных волостей, говоров, костюмов собиралось не только ради купли-продажи, но и как бы на общественный праздник и смотр. Образно выражаясь, для застывших в деревенской рутине марийских крестьян любая ярмарка была окном в окружающий мир и местом регулярной встречи со многими людьми марийского, русского и иного происхождения. О росте ярмарочной торговли свидетельствует, например, тот факт, что в Вятской губ. в конце XVIII в. действовало 18 крупных ярмарок, а в середине следующего столетия— 147 ярмарок327.
В связи с развитием торгово-промышленной деятельности несколько возросла подвижность марийского населения, втягивавшегося в наемные работы и подряды за пределами своих волостей и уездов. Среди этих занятий, уже с XVIII в. становившихся регулярными для значительного числа марийцев, обращает на себя внимание «гонка строевого и дровяного леса» с мелких рек в Волгу и по ней до разных городов, или, как сказано в одном документе: «реками теми во всяком лете из сплавляемых материалов деревянных, не только при берегах их жители, но и в глубину земли селения по сороку и более верст лежащие... устраиваются», т. е. получают заработок328. Сплав леса начинался от Козьмо-демьянска и ниже — по Б. Кокшаге «во время полой воды бывает Чебоксарского уезда разных еелениев обывателями гоНка плотов строевым и дровяным лесом вниз, до реки Волги и по оной вниз до города Казани»
Во время сплавных работ сходились люди разных языков, объединенные в земляческие артели, в том числе и марийские. Именно здесь по большей части длительное время общались горные и луговые марийцы и, конечно, оказывали друг на друга взаимное этнопсихологическое влияние.
На этом мы исчерпали материал, который удалось добыть к настоящему времени по проблеме специфических особенностей формирования марийской народности. Может быть, дальнейшие архивные и полевые исследования добавят к этому существенные фактологические подробности. Но и сейчас мы не сомневаемся в том, что процесс социально-этнической концентрации марийцев на фоне разложения средневекового феодального уклада и патриархальщины происходил все-таки медленно. В условиях тогдашней России процесс этот мог быть ускорен более интенсивным развитием товарных отношений и буржуазных общественных связей. «Стоит только представить себе ту поразительную раздробленность мелких производителей, которая была неизбежным следствием патриархального земледелия,— писал В. И. Ленин,— чтобы убедиться в прогрессивности капитализма, который разрушает в самом основании старинные формы хозяйства и жизни с их вековой неподвижностью и рутиной, разрушает оседлость застывших в своих средневековых перегородках крестьян и создает новые общественные классы, по необходимости стремящиеся к связи, к объединению, к активному участию во всей экономической (и не одной экономической) жизни государства и всего мира»330.
Марийский край не избежал общей участи национальных районов царской России и был постепенно втянут в русло капиталистической экономики, но капитализм здесь и в начале XX в. развивался в низших, уродливых формах, оставляя марийскую этническую массу по-прежнему раздробленной и придавленной наступлением новых социально-экономических порядков.