Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ

, куда окрестное население разных волостей, говоров, кос­тюмов собиралось не только ради купли-продажи, но и как бы на общественный праздник и смотр. Образно вы­ражаясь, для застывших в деревенской рутине марий­ских крестьян любая ярмарка была окном в окружаю­щий мир и местом регулярной встречи со многими людь­ми марийского, русского и иного происхождения. О рос­те ярмарочной торговли свидетельствует, например, тот факт, что в Вятской губ. в конце XVIII в. действовало 18 крупных ярмарок, а в середине следующего столе­тия— 147 ярмарок327.

В связи с развитием торгово-промышленной деятель­ности несколько возросла подвижность марийского насе­ления, втягивавшегося в наемные работы и подряды за пределами своих волостей и уездов. Среди этих занятий, уже с XVIII в. становившихся регулярными для значительного числа марийцев, обращает на себя внима­ние «гонка строевого и дровяного леса» с мелких рек в Волгу и по ней до разных городов, или, как сказано в одном документе: «реками теми во всяком лете из сплавляемых материалов деревянных, не только при берегах их жители, но и в глубину земли селения по со­року и более верст лежащие... устраиваются», т. е. по­лучают заработок328. Сплав леса начинался от Козьмо-демьянска и ниже — по Б. Кокшаге «во время полой воды бывает Чебоксарского уезда разных еелениев обы­вателями гоНка плотов строевым и дровяным лесом вниз, до реки Волги и по оной вниз до города Каза­ни»

Во время сплавных работ сходились люди разных языков, объединенные в земляческие артели, в том чис­ле и марийские. Именно здесь по большей части дли­тельное время общались горные и луговые марийцы и, конечно, оказывали друг на друга взаимное этнопсихо­логическое влияние.

На этом мы исчерпали материал, который удалось добыть к настоящему времени по проблеме специфичес­ких особенностей формирования марийской народности. Может быть, дальнейшие архивные и полевые исследо­вания добавят к  этому   существенные   фактологические подробности. Но и сейчас мы не сомневаемся в том, что процесс социально-этнической   концентрации   марийцев на фоне разложения средневекового феодального укла­да и патриархальщины происходил все-таки медленно. В условиях тогдашней России процесс этот мог быть ускорен более интенсивным развитием товарных    отно­шений и буржуазных общественных связей. «Стоит толь­ко представить себе ту поразительную раздробленность мелких производителей, которая была неизбежным след­ствием патриархального земледелия,— писал В. И. Ле­нин,— чтобы убедиться в прогрессивности капитализма, который разрушает в самом основании старинные фор­мы хозяйства и жизни с их вековой неподвижностью    и рутиной, разрушает оседлость застывших в своих сред­невековых перегородках крестьян и создает новые    об­щественные классы, по необходимости    стремящиеся    к связи, к объединению, к активному участию    во    всей экономической   (и не одной экономической)    жизни го­сударства и всего мира»330.

Марийский край не избежал общей участи нацио­нальных районов царской России и был постепенно втя­нут в русло капиталистической экономики, но капита­лизм здесь и в начале XX в. развивался в низших, урод­ливых формах, оставляя марийскую этническую массу по-прежнему раздробленной и придавленной наступле­нием новых социально-экономических порядков.

Оглавление




Материал с сайта njkenpo