Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ЭТНОС СРЕДНЕВЕКОВЫХ МАРИЙЦЕВ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МАРИЙЦЕВ ДОФЕОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА
Среди многих неясных исследователям вопросов истории марийского народа до начала утверждения в Среднем Поволжье татаро-монгольского владычества на первом плане стоит проблема социально-экономического строя марийцев, основное содержание которой сводится к следующему: находились ли марийцы летописных времен на стадии отживающего родового строя или у них уже складывались (если не сложились) отношения раннеклассового общества, принимавшие характер феодальной формации? Заслуживает внимания и такой вопрос: может быть, в указанное время, т. е. в XI—XIII вв., марийцы переживали своеобразное общественное состояние перехода от родовых отношений к раннеклассовым, которое однако ие было уже родовым обществом, но не стало еще и классовым.
В существующей литературе проблема социально-экономического строя марийцев домонголо-татарского периода освещена не только недостаточно, но и довольно путанно. Это относится к сочинениям как дореволюционных, так и советских авторов. Одно из распространенных в прошлом направлений подчеркивало длительное сохранение у марийцев родовых общественных связей. Другое направление, представленное, в частности, авторами «Очерков истории Марийской АССР», настаивает на более ускоренных темпах социального развития в Марийском крае, считая, что разложение родового строя и зарождение феодальных отношений здесь совпало с «эпохой великого переселения народов», начавшейся с III в. н. э. Так как ни с одним из этих мнений в принципе согласиться нельзя, рассмотрим позиции обоих направлений по существу.
Из дореволюционных авторов сущность «родовой» концепции, пожалуй, наиболее отчетливо сформулировал И. Н. Смирнов, из книги которого мы и приведем основную выдержку: «Общественная организация черемис находится в связи с семейной. Первоначально деревенская община была поселением рода (туком). Во многих черемисских деревнях и теперь еще сохраняется воспоминание о времени, когда все жители их были в родстве между собой. Во время путешествия по черемисскому краю нам приходилось бывать в деревнях, где до 30 семей ведут свое происхождение от одного предка и могут доказать свое родство некоторым образом документально — тамгами. Когда роду становится тесно в данном месте, из него выделялись отдельные семьи, которые основывали новые поселки, в свою очередь, постепенно разраставшиеся. Так образовывались более крупные группы, которые мы назовем, следуя примеру г. Кузнецова, кюмужами. «Кюмуж», по словам этого исследователя черемис, представляет собой разросшийся род и может состоять из 50—300 человек. Название свое эта общественная группа получила от обычая во время жертвоприношений есть из одной громадной чашки... (кюмуж)... этим именем называется и вся совокупность людей, которые едят из нее... Сочетание нескольких кюмужей, связанных между собой преданиями о кровном родстве или сожительством, составляет следующую социальную группу, которую мы позволяет себе назвать мэром».
Сам И. Н. Смирнов подчеркивает, что, восстанавливая «элементы старо-черемисской общественной организации», он исходил главным образом, из народных представлений о «кровной» связи между фактически самостоятельными семьями, связи, поддерживаемой преданиями, общностью культа и празднеств. Вполне понятно, что для историка-марксиста такое понимание родового строя, игнорирующее первенствующую производственную, социально-экономическую связь, является попросту неприемлемым.
Однако посмотрим, что скрывается терминологически и по существу за указанными И. Н. Смирновым понятиями тукум, насыл, кюмуж, которые он считает «родовыми» (тогда как мэр рисуется им же «общественной», т. е. территориально-соседской организацией). До недавнего времени среди марийцев действительно бытовали термины, означающие родство, выходящее за рамки индивидуальной семьи. Это прежде всего тушка, ка-шак — обозначения ближайших по крови и месту жительства родственников. Затем это тукьш, насыл, урлык (заимствования, проникшие в марийский язык через посредство тюркской речи) примерно в одном значении «большая или меньшая совокупность родственников вообще». Тот же смысл имеют заимствования из русского языка — родо, полко.