Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ЭТНОС СРЕДНЕВЕКОВЫХ МАРИЙЦЕВ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МАРИЙЦЕВ ДОФЕОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА

Греков, выдвинувший тезис: Волж­ская Булгария «это — типичное, но не феодальное, а дофеодальное государство», т. е. государство «вар­варского» типа, в данном случае только что сколоченное аристократическим союзом кочевой знати и построен­ное не на феодальной собственности на землю, а на до­вольно примитивных даннических «прафеодальных» от­ношениях.

Правда, такие выводы базируются на источниках первой четверти X в., что и дало повод А. П. Смирнову отстаивать «феодальную тенденцию» в последующей истории Волжской Булгарии: «Сороковые — шестидеся­тые годы X в. можно условно признать датой, отделяю­щей дофеодальный период волжских булгар от феодаль­ного. Уже ко второй половине X в. относится целый ряд свидетельств о феодальной борьбе. Таких документов немного, но они доказывают, что к этому времени бул-гарское общество окончательно стало феодальным». Но трудно представить, чтобы за несколько десяти­летий в Волжской Булгарии укрепился феодальный базис.

Несомненно, развитие Волжской Булгарии шло по пути формирования феодальных отношений, но это го­сударство оставалось дофеодальным не только в «IX— X вв., а в некоторой степени и позже — в XIXII, на­чале XIII вв.

Именно этим обстоятельством объясняется сравни­тельно значительная военная сила этого дофеодального, еще не раздробленного государства, способного выставить в поле большое, подчиненное единому вождю, вой­ско», которое противостояло монголо-татарам дольше, чем военные отряды отдельных княжеств феодально-раздробленной Руси.

Вернемся к вопросу о булгарском влиянии на со­циально-экономический процесс в Марийском крае. Разумеется, соседство с более культурной, богатой и политически активной Булгарией сказывалось на раз­витии этого края, и в результате роста торговли способ­ствовало, в частности, известному обогащению местной верхушки, хотя и не превращало ее, конечно, в феодали-зирующуюся знать. Для этого социально-экономические условия в Марийском крае еще не созрели.

И еще одно уточнение. Исходя из пространной ре­дакции письма хазарского кагана Иосифа, назвавшего в числе подданных ему народов арису (мордву-эрзю?) и ц-р-мис, т. е. черемис-марийцев, некоторые авторы до­пускали, что с марийцев взимались (через посредство булгар) хазарские дани. На карте, составленной С. П. Толстовым, марийские земли вместе с мордовски­ми и булгарскими попросту включены;в состав хазар­ских владений. Это явное недоразумение исправлено позднейшими исследованиями по истории Хазарского каганата. Очевидно, какими-то путями, вероятно, с г арабских купцов, ездивших торговать на Волгу, каган Иосиф узнал об именах некоторых тамошних народов и не удержался от соблазна, письменно присоединить их к своему государству.

Высказав критические замечания по поводу «родо­вой» и «феодальной» теорий об общественном строе марийцев в дотатаро-монгольский период, мы, естест-вено, должны предложить свое понимание этой спорной проблемы.

Оглавление