Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ЭТНОС СРЕДНЕВЕКОВЫХ МАРИЙЦЕВ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МАРИЙЦЕВ ДОФЕОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА
Греков, выдвинувший тезис: Волжская Булгария «это — типичное, но не феодальное, а дофеодальное государство», т. е. государство «варварского» типа, в данном случае только что сколоченное аристократическим союзом кочевой знати и построенное не на феодальной собственности на землю, а на довольно примитивных даннических «прафеодальных» отношениях.
Правда, такие выводы базируются на источниках первой четверти X в., что и дало повод А. П. Смирнову отстаивать «феодальную тенденцию» в последующей истории Волжской Булгарии: «Сороковые — шестидесятые годы X в. можно условно признать датой, отделяющей дофеодальный период волжских булгар от феодального. Уже ко второй половине X в. относится целый ряд свидетельств о феодальной борьбе. Таких документов немного, но они доказывают, что к этому времени бул-гарское общество окончательно стало феодальным». Но трудно представить, чтобы за несколько десятилетий в Волжской Булгарии укрепился феодальный базис.
Несомненно, развитие Волжской Булгарии шло по пути формирования феодальных отношений, но это государство оставалось дофеодальным не только в «IX— X вв., а в некоторой степени и позже — в XI—XII, начале XIII вв.
Именно этим обстоятельством объясняется сравнительно значительная военная сила этого дофеодального, еще не раздробленного государства, способного выставить в поле большое, подчиненное единому вождю, войско», которое противостояло монголо-татарам дольше, чем военные отряды отдельных княжеств феодально-раздробленной Руси.
Вернемся к вопросу о булгарском влиянии на социально-экономический процесс в Марийском крае. Разумеется, соседство с более культурной, богатой и политически активной Булгарией сказывалось на развитии этого края, и в результате роста торговли способствовало, в частности, известному обогащению местной верхушки, хотя и не превращало ее, конечно, в феодали-зирующуюся знать. Для этого социально-экономические условия в Марийском крае еще не созрели.
И еще одно уточнение. Исходя из пространной редакции письма хазарского кагана Иосифа, назвавшего в числе подданных ему народов арису (мордву-эрзю?) и ц-р-мис, т. е. черемис-марийцев, некоторые авторы допускали, что с марийцев взимались (через посредство булгар) хазарские дани. На карте, составленной С. П. Толстовым, марийские земли вместе с мордовскими и булгарскими попросту включены;в состав хазарских владений. Это явное недоразумение исправлено позднейшими исследованиями по истории Хазарского каганата. Очевидно, какими-то путями, вероятно, с г арабских купцов, ездивших торговать на Волгу, каган Иосиф узнал об именах некоторых тамошних народов и не удержался от соблазна, письменно присоединить их к своему государству.
Высказав критические замечания по поводу «родовой» и «феодальной» теорий об общественном строе марийцев в дотатаро-монгольский период, мы, естест-вено, должны предложить свое понимание этой спорной проблемы.