Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ЭТНОС СРЕДНЕВЕКОВЫХ МАРИЙЦЕВ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МАРИЙЦЕВ ДОФЕОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА
распада родового строя в Волго-Вятском междуречье и с какой интенсивностью это происходило в отдельных его районах, но следует согласиться с мнением археологов о далеко зашедшем имущественном расслоении и участившихся межгрупповых столкновениях на материалах древнемарийских памятников IX—XI вв.
На развалинах отжившего родового строя марийцев складывалось новое общество, но какое именно по доминирующему социально-экономическому признаку? Авторы «Очерков истории Марийской АССР» пишут: «Разложение первобытнообщинного строя и зарождение феодальных отношений происходили одновременно. Этот процесс особенно усилился к концу I тысячелетия и происходил прежде всего в основной ячейке патриархально-родового общества того периода — в большой семье. Ранее выделившиеся из родовой общины большие патриархальные семьи, в свою очередь, начали расселяться небольшими заимками — «руэмами». Распад патриархальных общин приводил к группировке хозяйств самостоятельных семей на основе принципа соседства, территории. Возникают патриархальные сельские, или соседские, общины».
Данная формулировка вызывает существенные возражения. Во-первых, разложение первобытнообщинного строя происходило не в узких рамках семейной корпорации — большой патриархальной семьи (как своеобразная производственная ячейка она пережила указанный период разложения и вошла в классовое общество), а на более широкой социальной базе имущественных противоречий внутри родовой общины — целой совокупности патриархальных семей. Дробление больших семей на меньшие ничего по сути дела не меняло в патриархальном укладе пришедшей на смену родовой новой формы общины, по терминологии К- Маркса, — «земледельческой» с ее дуализмом между общинной собственностью на хозяйственно используемую территорию и парцеллярным характером производства и присвоения даров земли каждым отдельным домохозяйством.
Во-вторых, земледельческая община, постепенно переродившаяся в чисто соседское поземельное объединение свободных людей, не являлась базой «внутренней» феодализации, так как главный ее экономический признак — владение каждым общинником обрабатываемым им участком в сочетании с «верховной собственностью» на землю всей общины — был прочной экономической гарантией свободы общины как основного социального организма в период перехода от общества доклассового к классовому.
Конечно, и в такой общине существовали элементы имущественного неравенства, выделялись отдельные знатные лица и целые семьи, но, не располагая правом монопольного распоряжения (вплоть до превращения его в монопольную собственность) на землю или особой властью над личностью общинников, они не могли стать феодалами. Путь к феодализму был более сложным и лежал он через возникновение особой социально-политической структуры, которую принято называть «варварским государством», выросшим на почве крупных военно-племенных объединений последней стадии существования доклассового общества. Такое государство превращается в раннефеодальное лишь тогда, когда широкие массы непосредственных производителей оказываются в состоянии несвободы, которая может выражаться в разных формах (из них главная экономическая — фискальные и натуральные государственные повинности населения).
Правда, в «Очерках по истории Марийской АССР» делаются краткие ссылки на возможность возникновения военно-племенных союзов древних марийцев (начиная с III в. н. э.), в которых возвышалась и приобретала значительный вес в обществе военная верхушка и прочая знать, что, собственно, и привело авторов к мысли о зарождении феодальных отношений с «эпохи великого переселения народов», т. е. фактически гораздо раньше, чем у славян и народов Западной Европы, но все это остается бездоказательным.
В «Очерках» приводится мысль о «немаловажной роли» в зарождении феодальных отношений в Марийском крае государства Волжской Булгарии. Так как вопрос этот серьезный, остановимся на нем несколько подробнее.
Культурное, торговое и политическое значение Волжской Булгарии в средневековой истории Поволжья и вообще Восточной Европы известно достаточно хорошо. Не избежал булгарского влияния, конечно, и Марийский край, но нет никаких данных, что он входил в состав Булгарии. Проведенные в последние годы археологические исследования позволили уточнить границы Волжской Булгарии в домонгольский период. Центральным, наиболее населенным, районом было Западное Закамье.