Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ЭТНОС СРЕДНЕВЕКОВЫХ МАРИЙЦЕВ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МАРИЙЦЕВ ДОФЕОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА
вв. достоверных сведений пока нет. Более вероятно, что тогда и много позднее в этом крае царила подсечно-огневая система: даже в XVII в. местные документы пестрят упоминаниями о починках и займищах, «что ... стоит на пенье, землю росчищают внове».
При натуральном разноотраслевом, но не специализированном хозяйстве с его многочисленными нуждами в слабо освоенном лесном крае всегда требовалась значительная кооперация рабочих рук. Поэтому под углом зрения чисто производственно-технических возможностей сельского хозяйства предков марийцев середины I тыс. н. э. мы не можем быть уверены в том, что у них достаточно широко развился «парцеллярный труд как источник частного присвоения». А ведь это вопрос принципиальной важности, который некоторые археологи решают довольно просто. Процитируем, например, высказывание В. Ф. Генинга о предполагаемой экономической структуре общества азелинской культуры III—V вв. на Вятке: «Именно в это время (подчеркнуто мной. — К. К.) существовавшее ранее общее родовое хозяйство было разделено между отдельными большими патриархальными семьями. Разделение родового хозяйства у азелинских племен произошло сравнительно безболезненно... Развитие производительных сил достигло такого уровня, когда уже гораздо меньший коллектив, чем род, мог вести самостоятельное хозяйство, и большое хозяйство, включавшее всех членов рода, тормозило дальнейшее развитие производительных сил. Теперь уже одна семья, используя более совершенные орудия труда, могла производить больше необходимых продуктов. Обособление отдельных патриархальных семей хорошо видно (?!) по материалам могильников» 19. А. X. Халиков, касаясь того же времени и тех же предполагаемых социально-экономических процессов в Марийском крае, приходит к аналогичному выводу: «Выделение отдельной патриархальной семьи как хозяйственной ячейки, означало и распад общей родовой собственности. Переход средств производства и продуктов производства в руки семьи означал распад экономической основы родовых отношений. В результате этого постепенно завершался экономический и политический распад родового общества».
Здесь предложена обычная схема, переходящая без изменений из одного исторического сочинения в другое. Но попытаемся представить себе исходя из историко-этнографического материала о населении к северу от Волги, каким мог примерно быть путь его развития на последней стадии существования родового строя. В свое время М. Г. Худяков рисовал такую картину: «Разложение родового общества первоначально шло в направлении распада родов на ряд самостоятельных «больших семей», причем родовые связи сохраняли главным образом религиозно-культовое значение... В остальном родовые связи были нарушены, и население Волго-Вятского междуречья полностью перешло к патриархально-семейной организации».
Здесь неверна уже сама теоретическая посылка: никогда «отдельное» общество — ни при родовом строе, ни при его распаде — в структурном отношении не теряло своего характера социального организма, пронизанного самыми различными формами связей. Сущность разложения родового строя состояла вовсе не в исчезновении социально-экономических связей между; отдельными «большими семьями», а в изменении характера этих связей, первоосновой которых, конечно, были связи экономические. Характер этих последних легче всего раскрывается через отношения собственности как оборотной стороны общественного разделения труда.