Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ЭТНОС СРЕДНЕВЕКОВЫХ МАРИЙЦЕВ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ МАРИЙЦЕВ ДОФЕОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА
Не следует думать, что родовой строй или его остатки так легко разрушить, если они имеют прочные социально-экономические корни в народных массах. Повторяем, что здесь имеются в виду именно коллективистские социально-экономические проявления, а не сложный счет родственных поколений и семей и их совместные моления и кладбища, которые при патриархальном укладе крестьянской жизни могут сохраняться бесконечно долго без какой-либо прямой связи с родовым социальным устройством.
Попытки осветить конкретными данными последний этап существования родового строя в Волго-Вятском междуречье предпринимались и на материалах археологии. Начало было положено в 1930-х годах, когда археологи очень увлекались вопросами социально-экономической истории, полагая, что по остаткам производственного инвентаря, формам поселений и вещному содержанию древних могильников можно без особого труда определить характер социального строя и сравнительно точно датировать «переход от матриархата к патриархату», от родового общества к патриархально-семейной общине и т. д.15. На разрозненных археологических материалах из Марийского края смело теоретизировал М. Г. Худяков, сочинения которого, написанные в духе «нового учения о языке» Н. Я- Марра о «социальных стадиях яфетических предков» марийцев, сейчас представляют только чисто историографический интерес.
На более основательной фактологической базе делают свои историко-социологические выводы современные археологи, но и последних можно упрекнуть в излишней категоричности характеристик, исходящих зачастую не из убедительного материала, а из общей социологической схемы. Накопленные археологические данные по Волго-Вятскому междуречью еще недостаточны, чтобы иметь полное представление даже о состоянии производительных сил, не говоря уже об экономическом строе и формах разнообразных социальных связей здешнего населения в I тыс. н. э.
Известный археолог Поволжья А. X. Халиков пишет: «...с середины I тыс. н. э. начинается эпоха раннего средневековья, сопровождавшаяся в Марийско-Чуваш-ском Поволжье усилением распада первобытнообщинного строя. Это время характеризуется заметным развитием производительных сил на основе полного господства железных орудий, окончательно вытеснивших бронзовые, постепенного распространения, особенно с VI—VII вв., пашенного земледелия и скотоводства, ставших господствующими отраслями хозяйства, и выделения отдельных ремесленных производств (особенно кузнечного)».
На основании изучения орудий труда и географического размещения поселений очевидно только то, что в отмеченное время предки марийцев и прикамско-вятских пермских народов начали по-настоящему «врубаться» в Девственные леса, готовя естественную базу для дальнейшего подъема сельского хозяйства, соединенного с различными промыслами. О «господствующем» положении пашенного земледелия на достаточно широких площадях в лесном Заволжье уже с VI—VII