Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
переписи душ написано против 722 г. переписи в тех же первых их деревных обще... а должно-де платить за них тем оставшимся крестьянам, кои прежними их деревенскими участками владеют».
Стоит ли удивляться, что введение подушной подати вызвало новую волну миграции марийцев из старожильческих земель — из уездов Казанского, Царевококшай-ского и Уржумского — на башкирские земли Уфимского уезда67. Но не следует забывать и того, что преследование беглых в это время стало более жестоким и организованным, чем раньше. Официальный «Плакат» от 27 июня 1724 г. устанавливал для крестьян, уходивших по хозяйственной надобности не далее 30 верст от постоянного места жительства, обязательность «письменного отпуска» от имени сельских властей; отходники, отправлявшиеся на заработки в другие уезды, сдавали такой документ земскому комиссару, который взамен выдавал «отпускное письмо», а с 1726 г.— печатный паспорт68. В 1722—1727 гг. в Казанской губ. было проведено «свидетельство душ», которое имело целью уточнить показания первых ревизских сказок, причем местным властям и сельским старостам вменялось в строгую обязанность объявлять правительственным ревизорам о всех «вновь пришлых», о возвратившихся, беглых и других лицах податного состояния.
Приведем на этот счет несколько документальных свидетельств. Ревизские сказки по отдельным деревням и починкам, например Яранского уезда, пестрят такими записями: «Всего мужеска и женска полов восемьдесят семь, в том числе после переписи 704 года народилось двадцать девять, да прибылых того же Яранского уезду, которые во время той переписи были в разных местах в работе, а другие в бегах, а ныне пришли... в той волости семь человек». В том же духе даются сводные данные по целому уезду: «Всего мужска и женска полов четыре тысячи сорок пять человек; в том числе после переписи 704-го году народилось тысяча сто двадцать пять, да при-былных того же Яранского уезду, которые во время той переписи были в разных местах в работе, а другие в бегах, а ныне пришед и живут в разных деревнях и в починках четыреста семьдесят шесть человек».
Проведение первой ревизии по своим социально-экономическим последствиям выходило далеко за рамки обычного фискального учета податного населения. Оно означало наступление нового этапа в расширении и упрочении феодального порядка и одновременно вызывало некоторые изменения в собственно крестьянском хозяйстве.
Повышение денежных платежей при резком ограничении свободы переселений толкало государственных крестьян к более интенсивной «внутренней» колонизации занятых земель, к поискам дополнительных доходов от местных «промыслов». Переход на подушный оклад независимо от размера у крестьян наличных пахотных участков некоторым образом стимулировал расширение площади обрабатываемой земли, с которой можно было получить избыточный продукт с последующим обращением его в товарные ценности. Общим явлением в Среднем Поволжье в первой четверти XVIII в. было то, что крестьяне не только распахивали прежние залежи и перелоги, но и разрабатывали новины в «негодных к корабельному строению» лесах, хотя во многих районах это запрещалось петровскими указами.
В задачи нашего исследования не входит детальное рассмотрение всех тех (количественного порядка) изменений в экономическом положении марийских крестьян, которые накапливались в петровское и послепетровское время, да это практически и невозможно, так как в первой половине XVIII в. казна не производила каких-либо переписей хозяйственного состояния государственных крестьян. Вторая перепись населения 1742—1747 гг. выявляла только количество ревизских душ, подлежащих подушному окладу. По этой ревизии в Казанской губ.