Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
на это пойти не могло, и непосредственным откликом на его крепостническую политику явилась- крестьянская война под руководством Е. Пугачева, пламя которой охватило и Марийский край.
Это ярчайшее проявление антифеодальной борьбы широких трудовых слоев России вынудило екатерининское правительство к проведению ряда охранительных мер, и в частности ускорило подготовку и ход Генерального межевания, представлявшего собой грандиозное мероприятие дворянской империи по укреплению позиций господствующего класса в важнейшей для него области монопольного права на земельную собственность.
О Генеральном межевании написано так много, что нет необходимости входить в пространные рассуждения относительно его подготовки и проведения. Тем не менее следует отметить некоторые моменты, предшествующие Генеральному межеванию земель ясашного населения Марийского края, и в первую очередь несостоявшуюся попытку правительства Елизаветы провести общероссийское межевание, начиная с 1755 г. В известной межевой инструкции от 13 мая 1754 г. в части, касающейся «черемисских и других иноверцев Низовых городов земель» (глава XXII), указывалось: «написанные по писцовым книгам земли за мордвою, чувашами и черемисами межевать к их слободам по прежним межам и урочищам, а если оне межеваны не были, то намерять по дачам, руководствуясь писцовыми же книгами... Мордовские, черемиские, чувашские, ясачные и покидные татарские земли, находящиеся на оброке у некрещеных же иноверцев, отмежевывать тому, у кого на оброке, а оброчные деньги велеть им платить по прежнему туда, куда они платят... Где в дачах крещеных и некрещеных иноверцев найдут бортные ухожья, бобровые гоны и рыбные ловли, написанные за ними по писцовым книгам и дачам, там поступать с такими землями по 21 главе сей инструкции» (т. е. «отдать их по сложной цене трех лет впредь без перекупа крестьянами тех сел и деревень, в которых они состоят»). Иначе, все земли, которые исстари использовались ясачными крестьянами, предписывалось межевать к их селениям общей «окружной межой».
Екатерининское законодательство о межевании было более жизненным, так как правительство под влиянием дворянства, недовольного установками инструкции, отказалось от нереальной в тогдашней обстановке проверки владельческих прав на землю и признало единственной юридической основой для межевания действительное состояние землевладения в границах на 1765 г.. Обнародованная в 1766 г. инструкция Межевым губернским канцеляриям и провинциальным конторам в разделе «Об иноверческих землях низовых городов» почти целиком повторила вышеизложенные основные положения Межевой инструкции 1754 г. Из 15 пунктов нового положения наиболее важными были те, которые устанавливали: 1) «Состоящие за мурзами и татарами, за мордвою, чувашею, черемисою и за другими иноверцами земли утверждаются по писцовым и межевым книгам и по дачам к их селениям, на таком точном основании, как о всех принадлежащих к селению землях положено»; 2) всякого рода земли, в том числе покидные и используемые без прежних законных «дач», но примыкающие к определенным группам деревень, приказывалось «к тем их селениям отдавать в положенную по числу душ пропорцию» (т. е. по 8 десятин на душу в малоземельных уездах и по 15 дес. на душу в многоземельных уездах.— К. К.); 3) оброчные земли также следовало межевать к селениям в указанном выше количестве.
Особенностью Генерального межевания «иноверческих земель низовых городов», и среди них, конечно, марийских, было то, что эти земли раз и навсегда определялись крупными волостными и межволостными дачами без последующего более дробного (по отдельным общинам) внутреннего размежевания. Видный специалист по истории русского межевания И. Е. Герман по этому поводу заметил: «По межевой инструкции под дачами понимались земли одного или многих владельцев, составляющие неразобщенный округ селения или пустоши определенного названия. Кроме того, понятие о даче выводилось также из исторических условий ее происхождения.