Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА
Таким образом, главной юридической формулой феодального порядка в отношении ясачно-зависимых крестьян Среднего Поволжья (одинаково марийцев, удмуртов, чувашей и т. д.), многократно повторенной в различных документах, было то, что им отныне и навсегда из положенного в данной местности «тягла не бегать и ясак в государеву казну платить по все годы». Ясак выступал главным материальным воплощением зависимости марийских крестьян. Вплоть до введения в первой четверти XVIII в. подушного обложения ясак полагался на каждый самостоятельный двор «смотря по семейству и по их пожитках и по угодью»25, но вносился он в казну в виде совокупной суммы платежей целой деревни и волости. В данном случае правительство твердо стояло на той позиции, что только мирское обязательство — круговая ответственность за все волостные платежи в целом — могла обеспечить исправное поступление налоговых сумм.
Лишь в этом аспекте можно правильно понять следующий порядок начисления прямых платежей на отдельные дворы в марийских волостях Галицкой дороги 1678 г. «А ныне де за денежные оброки платят они, чю-ваша и черемиса, не ровно, хто чем в Казани в приказной палате пооброчен. И которые ясашные люди, чюва-ша и черемиса, по переписке объявились пожиточные, и на тех пожиточных людей сверх прежнего их ясаку и на безъясашных людей вновь ясаки он, Дмитрей, накладывал, а з бедных людей ясаки збавливал и те збавочные ясаки накладывал на ясашных же и на безъясашных людей».
В -принципе на каждый двор (хозяйство) полагался определенный ясак, исчисление которого, по нормам старинного «сошного письма», должно было исходить из примерной продуктивности какого-то количества земли. В Свияжском уезде на полный ясак приходилось пашни «по 10 чети в поле, а в дву потому ж, сена по сту копен». В Марийском крае плательщик целого ясака мог иметь от 8 до 15 четей в поле и до 80 копен сена. Но такая норма была скорее идеальной, чем действительной, так как и средняя доходность от равного количества оброчных земель могла быть различной, и индивидуальная состоятельность, казалось бы, равных по материальному составу дворов не всегда была одинаковой. Государство нуждалось в денежных поступлениях от ясаков, но количество денег, которое могло быть выручено отдельным двором от реализации своих продуктов, зависело от многих факторов, а не только от размеров запашки. Требование же от всех дворов одинаковых платежей попросту бы привело (и приводило) к оскудению и разорению значительной части ясачных крестьян.
Вот почему при общем росте ясачных платежей в практике податных описей XVII в. и начала XVIII в. мирская раскладка продолжала оставаться существенным коррективом при определении посильности обложения «на волостных крестьян по землям и по тяглу и по угодью, чтоб богатые люди перед убогими в ызбылых не были, а убогие перед богатыми в отяхчении не были»
(формула царского указа от 5 сент. 1679 г.). Выигрывало от этого, конечно, не малообеспеченное крестьянство, а феодальное государство, связавшее крестьянские «миры» круговой ответственностью за исправное поступление платежей.
Фактическое положение дел.с ясачным обложением марийских волостей Галицкой дороги по переписи 1678 г. освещено в публикации Г. Н. Айплатова. Оказывается, что отнюдь не каждый отдельный двор вносил полный ясак, чаще это была половина,, а иногда даже четверть ясака. Ниже этого уровня начислялся облегченный бо-быльский оброк, который платили наиболее бедные крестьяне. Полный ясак состоял из денежной и натурально-продуктовой части.