Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

чтоб имел быть способен к платежу подушных денег, но и от мира милостынею кормиться не может, и которые не­имущие и умершие души располагая по себе, и платим подушные деньги за них також бездоимочно».

Сельскому миру приходилось платить и за написан­ные по прежним окладам «пустовые» (прекратившие действие) мельницы, и за давно заброшенные, занесен­ные песком покосы, и давать многочисленные подводы с проводниками для провоза должностных лиц по большим дорогам.

Как бы ни был тягостен прежний ясак, подушное об­ложение превосходило его по всем статьям. Кунгурские марийцы, положенные в «подушные деньги» только с 1743 г., обратились в Екатерининскую комиссию с прось­бой «по неимению к доволному хлебопашеству земель, от платежа подушных денег, по прежним узаконениям, уволить. А положить бы ясашный оброк и смежным с нами русским крестьянам и заводчикам, в дачах наших, с которых мы кунный ясак платили и впредь платить бездоимочно будем, обидить нас запретить и всеконеч-ного разорения не допускать».

Объективный смысл социального протеста, хотя бы и выраженного в наивно просительной форме, не был доступен пониманию забытого, задавленного нуждой марийского крестьянства. Но все-таки и оно практичес­ки осознавало, что скорее надо надеяться на собствен­ную мирскую сплоченность и приспособляемость к изме­няющимся экономическим условиям, нежели надеяться на сколько-нибудь серьезное изменение заведенного феодального порядка властями придержащими. Марий­ские крестьяне отстаивали свою независимость от подчи­нения крепостникам-частновладельцам: «Нас, ясашных черемис, дворянам и под заводы или из наших братьев, по случаю ея императорскому величеству их в услугах награждения рангами, в крестьянство не отдавать», т. е. объективно они выступали против расширения кре­постнических отношений. Они же, заботясь о более пра­ведном разборе гражданских дел «в долгах, в ссорах и драках», настаивали на том, чтобы мирским людям «судиться промеж собою по своему закону (обычному праву.— К- К-) словесным судом; для того, определить в каждой сотни, по выбору мирских людей, по одному достойному и закона умеющему сотнику». Это был протест против феодального судопроизводства.

В обеспечение возросших экономических потребностей марийские крестьяне требовали свободы передвиже­ния— выдачи «пашпортов в разные губернии и в баш­кирские жительства беззапретно», свободы найма ново-крещенов в хозяйства некрещеных иноверцев, а также и на заводы при условии, что оставшиеся односельчане не будут нести за дальних отходчиков подушный оклад по мирской раскладке. И хотя в собственных наказах марийских крестьян почему-то ни слова не сказано о желательности свободы торгово-промышленной деятель­ности, это как бы разумеется само собой, ибо марийцы постоянно нуждались в деньгах на выплату податей (а зачастую и покупку недостающего хлеба), а их со­седи, например такие же некрещеные вотяки Арской дороги, в своем наказе выражали недовольство тем, что им «ныне по указам запрещено всякими товарами тор­говать, а особливо везде купечество не допущает».

Одним словом, столь обильно цитируемые нами на­казы, несмотря на то, что они носят характер обычных крестьянских челобитных, представляют собой ценные документы, дающие возможность характеризовать не­посредственное отношение трудовых масс к своему эко­номическому, социальному и правовому положению. Крестьянские пожелания — увеличить общинное земле­владение, уменьшить налоговое бремя, расширить сво­боду передвижений и торгово-промышленной деятель­ности — выражали прогрессивные тенденции. Их осу­ществление привело бы к ослаблению крепостничества, росту производства и оживлению хозяйственных связей в большей мере, чем это имело место в тогдашней Рос­сии. Дворянское правительство во главе с Екатериной II

Оглавление




ваза винтаж