Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

Подпись:  УПРОЧЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАРОДНОСТИ (XVII—XVIII вв.) ФЕОДАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА

В част­ности, в волости Пинжан Кукмора обнаружилась убыль 14 дворовладельцев и «дворов их в той волости не сыс­кано». Оказалось, что эти люди «Тенибечко Тебеин с товарыщи живут себе усадом (подчеркнуто мной. — К. К-) у волости Яраморы, а от них из волости (Пинжан Кукмора.— К- К-) вышли тому лет тритцать и с теми ясаки они, черемиса, ныне написаны у волости Яраморы себе усадом». Но и у волости Пинжан Кукмора «живут черемиса себе усадом... всего четыре двора, а великого государя в казну черемиса платят з дву ясаков... да хлеба две чети ржи, овса тож, осмину ячмени в прием­ную меру, да за веревки восьм денег». Из этого следу­ет, что «жить себе усадом» означает не только пересе­литься на новое место (все равно — в пределах своей волости или какой-либо иной, чаще всего смежной), но и нести самостоятельные ясачные обязательства за землю, отдельно от прежней волости вервленную и за­писанную в податные книги. Очевидно, что при таких условиях между старыми и дочерними семейными ячей­ками, между ушедшими на собственный усад и волостью в целом возникали новые экономические отношения.

Но прежде чем пытаться их характеризовать, уточним само понятие «усад», каким оно рисуется по письменным материалам XVII в. Вот выражения из грамоты 1615 г.. «тое де землею их, усады, где они жили», «а им де за Дюдюмом врагом жити не мочно, потому что их старой усад и земли и сенные покосы отняты» 170. Правовая вы­пись Цепочкинскому монастырю на владение Жеребцо­вым полем 1649 г. содержит сведения о том, как «поста­вили город Уржум... и деревни де Сарды у черемисы пахотные земли и сенные покосы отошли все под город и под городовые поля..., и их де черемису с тех старых отар перевели на новую усадбу,где они ныне живут». Наконец, сошлемся на свидетельства 1670—80-х годов: писцы учитывали «и на усадех месты дворовые, и паш­ню паханную, и перелог, и сено, и лес, и всякие угодья»; они же записывали в книги «усады, и пашню паханую, и перелог, и дикое поле, и сено, и лес, и всякие угодья».

Из приведенных выдержек мы делаем выводы, что «усад» равнозначен усадьбе, на которой расположены «месты дворовые», что он всегда отмежевывается от всех прочих видов земельного владения, и в то же вре­мя он — «земля живущая», на которой могли распола­гаться приусадебные огороды, конопляники, может быть даже «околодворная пашня». В целом усад мог соответствовать родственной «отаре» — поселению, что подтверждается нашими полевыми записями от марий­ских информаторов, которые в понятие «наш усад» вкладывают представление не только об отдельной крестьянской усадьбе, но и о части деревни, занятой дворами близких родственников. Термин «отары», «ата-рища» не редок в документах XVII в. Иногда он обозна­чает целое патронимическое гнездо мелких населенных пунктов: так, выше Цепочкина монастыря по р. Вятке располагались ясачные деревни и починки — «деревня Тойтобековских атарищ, Сосновская Веретея тож; де­ревня Тойтобековских атарищ, Естюнина тож; деревня Тойтобековских атарищ, Межуполная Веретея тож; де­ревня Тойтобековских атарищ, Чокин починок тож». Здесь очень ясно показано, что все эти поселки образо­ваны выходцами из одного «рода» — насыл Тойтобековых.

Причины выхода марийских семей из родственных усадов были различными, но они не представляли собой что-либо специфическое, свойственное одним только ма­рийцам. Подобное же явление прослеживается во всей Северо-Восточной Руси, причем коренилось оно в усло­виях тогдашнего экстенсивного земледелия. Многие крестьяне, по мере численного роста населения на быст­ро скудеющих старопашенных землях, чтобы избежать неудобств дальноземелья должны были покидать отчие селения и устраивать починки, из которых впоследствии возникали новые деревни. Выселялись на новое место обычно те семьи, которые заводили хозяйство заново после выдела из отцовского двора. В этом отношении примечательны показания переписной книги 1678 г. по Зюздинской вол. Кайгородского уезда (Верхокамье), где после переписи 1646 г. появилось много новых населен­ных пунктов, но «те прибылые деревни и починки, и дворы, и во дворех люди — не пришлые иных городов и не беглые чьи люди крестьяне; тое ж Зюздинской волости разделились от отцов дети, от братьев братья, от дядей племянники, от тестей зятья».

Оглавление