Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕМАРИЙСКОЙ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ
Хотя современные ма> рийские наречия и диалекты по своему расположении не привязаны к единой Волжской коммуникационной артерии, все они принадлежат к единой цепочке последовательных лингвистических переходов следующего вида: горномарийское наречие — северо-западное наречие — йошкар-олинский говор — волжский говор — мор-кинеко-сернурский говор лугово-восточного наречия. Иная картина наблюдается в пермской языковой группе, давно уже распавшейся на совершенно самостоятельные языки. Несмотря на значительную фонети-ко-грамматическую и. лексическую близость между удмуртским, коми-пермяцким и коми-зырянским языками, современные удмурт и коми, разговаривая каждый на родном языке, уже не поймут по-настоящему друг друга, а коми-пермяк и коми-зырянин при общении хотя и поймут в основном, о чем идет речь, но будут испытывать немалые затруднения при обоюдном разговоре119. Древнепермский язык, зафиксированный стефановской письменностью, созданной в XIV—XV вв. среди вычегодских коми-зырян, по словарю на одну треть непонятен современным коренным жителям Коми АССР. Такое «глоттохронологическое» сопоставление наводит на мысль, что совместное (через цепь контактирующих племенных диалектов) языковое развитие древних марийцев, поддержанное территориально-соседскими связями, продолжалось гораздо дольше, чем в древне-пермской этнической среде, и происходило оно в полосе Средневолжского Право- и Левобережья.
Предложив такую версию, мы вправе перейти к трактовке археологических свидетельств I тыс. н. э., которых, к- сожалению, накоплено не так уж много. Главным образом, это материалы Марийской археологической экспедиции, с 1956 г. работающей под руководством А. X. Халикова, а с 1970 г. — Г. А. Архипова. Среди памятников западной приволжской части Марийской АССР пристального внимания заслуживают городища Второе Васильсурское (верхние слои), Иванова Гора, Пайгусовское и селище Йваногорское, которые довольно-таки условно датируются серединой I тыс. н. э., но, возможно, существовали и в более раннее время. Наиболее выразительный материал этих памятников представлен однотипной керамикой — грубыми, неорна-ментированными, плоскодонными, горшковидными сосудами, слепленными от руки из глины с примесью шамота и дресвы.
По А. X. Халикову, описанные сосуды могут быть причислены к типу позднегородецкой керамики и сближены с сосудами нижнесурских городищ Чувашии — Первого Сареевского, Адобайского и Ягаткинского (Пичке-Сорче). Однако южнее, в бассейне Средней Суры, где известны городища типа Ош-Пандо, и юго-восточнее, на Свияге, где выделены городища имень-ковской культуры, представлена плоскодонная керамика уже совсем другого облика. Таким образом, Нижнее Посурье и Горномарийская часть Средней Волги во второй трети I тыс. н. э. перекрывались каким-то особым культурным регионом. Если исходить только из свойственного ему типа плоскодонной горшковидной керамики, то пришлось бы начисто отрицать какую бы то ни было связь его населения с давними предшест-венниками-ананьинцами (протомарийцами), заселявшими тот же район. Но это не так. Многовековые наслоения Второго Васильсурского городища позволяют поэтапно проследить, как подстилающая ананьинская керамика постепенно сменялась формами, имеющими все большее сходство с раннегородецкой, пока в верхних горизонтах не возобладала типично городецкая посуда.
При раскопках городища Иванова Гора, давшего в основном городецкую керамику, на отдельных участках по внешнему склону найдены также фрагменты сосудов ананьинского типа, аналогичные васильсурским.