Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕМАРИЙСКОЙ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

те  давления  народов  из  южнорусских  степей древняя мордва  была  потеснена  к северу, что вызвало также миграцию предков марийцев в более северные области. Марийцы  расселились  на новой территории, границы ко­торой на основании данных гидронимики, и топонимики можно провести более или менее точно. На севере гра­ница марийцев доходила до линии Киров — Котельнич. Следы древних марийцев на западе обнаруживаются в Костромской области. В юго-западном направлении ма­рийцы доходили до нижнего течения Оки». К сожале­нию, это предположение нашего видного специалиста по­строено на тех же старых материалах Т. С. Семенова, а не на каких-либо новейших лингвистических фактах. Вся  совокупность имеющихся историко-лингвистиче-ских данных пока что позволяет поставить вопрос толь­ко  так:   предки  марийцев   искони  обитали  в   Среднем Поволжье в тесном соседстве и взаимодействии с пред­ками мордовского и пермских народов, но это взаимо­действие исторически менялось — связи с мордвой, ка­жется,  постепенно   ослабевали,   а   связи  с  пермичами, наоборот, усиливались. Указанное явление с некоторы­ми   оговорками   признает   и   Б.   А.   Серебренников. Пусть это, быть может, и вторичное явление, но в оп­ределенной   степени   марийский   язык   стоит   ближе   к пермским языкам, чем к мордовским и прибалтийско-финским, что, собственно, и позволило Э. Беке предпо­лагать то, что обособление мордовского языкового ти­па  началось уже тогда, когда пермско-марийская об­щность еще не была разрушена.

Любопытны наблюдения Г. Беретки, который выде­лил в марийском языке 694 слова бесспорно финно-угор­ского происхождения и попытался установить, в каких родственных марийскому языках существует с этими словами наибольшее число соответствий. К каким вы­водам пришел исследователь, лучше всего видно из его собственных слов: «Из вышеупомянутых 694 марийских слов 549 имеют соответствия в мордовском и пермском языках, или, по крайней мере, в одном ИЗ' них... Из этого  количества  слов,  общих  с  мордовским — 283,  с коми — 346, с удмуртским — 324. Общие с мордовским 101 марийское слово не имеют соответствия в пермских языках. И, наоборот, в коми языке наличествует 185 и в удмуртском 161 таких соответствий, которые от­сутствуют в мордовском языке. Наконец можно выде­лить 93 марийских слова, которые в других финно-угор­ских языках, кроме мордовского и пермского, не имеют соответствий. Из этой группы только в мордовском встречаются 18, а в пермских языках находим 60 слов (в коми'—46, в удмуртском-—47), общих с марийским, но соответствия оным отсутствуют в мордовском»б4. Казалось бы, из этого следует, что марийский язык в лексическом отношении стоит гораздо ближе к перм­ским, чем к мордовским языкам, что признает и Г. Бе-рецки, но все-таки он не решается отступить от тради­ционной схемы, состоящей в том, что от финно-пермской общности первыми откололись прапермские племена, тогда как прамарийские и прамордовские продолжали еще сохранять некоторое время языковое единство. Кажется, здесь Г. Берецки слишком осторожен. Ведь он же сам ссылается на заключение Ю.Мягистэ о том, что балтийские заимствования, которые внедрились в мордовский язык (а это могло иметь место, как было показано выше, еще в рамках II тыс. до н. э.), в марий­ском и, соответственно, в пермских языках отсутству­ют. Значит, мордва очень давно утратила общность образования новых изоглосс (хотя бы и заимствован­ных) с древними марийцами. Заимствованные марийским языком иранские слова также свидетельствуют о том, что предки марийцев, как и прапермяне, имели контакты не с иранцами южных степей, как предки мордвы, а главным образом с восточными иранцами. Иранские заимствования в марийском языке по своему характеру ближе к иранским заимствованиям в перм­ских языках67. В свою очередь, далее мы постараемся показать, что этнокультурный контакт древних марий­цев и пермичей существовал, фактически не прерываясь, в течение очень длительного времени.

Как бы то ни было, современные данные сравни­тельно-исторического языкознания вводят нас в круг очень сложных этнолингвистических процессов, совер­шавшихся в Поволжье уже после того, как явственно обнаружилось языковое расхождение в среде финно-пермского населения. Конкретное течение указанных процессов, хронологию их важнейших этапов можно ориентировочно установить путем привлечения археоло­гических данных.

Оглавление