Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕМАРИЙСКОЙ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

началом того этнического движения из Нижнего Прикамья на север, а из Казанского Поволжья на запад отдельных пред-ананьинских и раннеананьинских племен, в которых в первом случае угадываются прапермяне, а во втором — прамарийцы.  К VII в. до н. э. они прочно занимают Вятку, Ветлугу, Среднюю Волгу до устья р. Суры.

Важно установить причину столь длительного и на­стойчивого расселения приказанско-камских аборигенов. Какую-то роль в этом, конечно, сыграло окончательное отступление на восток абашевцев (конец II тыс. до н. э.), благодаря чему носители приказанской культуры могли свободно расширить пределы своего стесненного в прош­лом  обитания. Но  главную причину этого  расселения резонно усматривать в непосредственной  связи с раз­витием земледельческо-скотоводческого хозяйства85, экс­тенсивного по своему характеру, которое по мере роста народонаселения требовало освоения все больших пло­щадей боровых террас и припойменных пастбищ. Заме­чено, что население ананьинской культурной общности обитало лишь по прибрежьям рек, не заходя на малые притоки и речные водоразделы с повышенной лесисто­стью, и, по сравнению с носителями приказанской культуры, основывало свои поселки не у самой воды, а на высоких боровых террасах, удобных и для земледе­лия, и для сооружения укрепленных городищ. В Сред­нем Поволжье ананьинцы занимали преимущественно высокий правый берег. Примечательна и большая рас-средоточенность отдельных родовых поселков, необхо­димая при экстенсивном мотыжном земледелии и не менее примитивном скотоводстве.

Своеобразным  островком  крайнего северо-западного распространения  ананьинцев  было  Среднее и  Верхнее Поветлужье. Здешнее население знало сельское хозяй­ство,  но практиковало  охотничий промысел в масшта­бах гораздо больших, чем поволжане . Не лишен ин­тереса  вопрос  об  этнической  принадлежности  ветлуж-ских    ананьинцев.    Как    уже    отмечалось,   по многим особенностям культуры они гораздо ближе к предпола­гаемым вятско-камским прапермянам, нежели, к столь же    предполагаемым    средневолжским    прамарийцам. Заманчиво в этой связи обратиться к показаниям древ­ней гидронимики, в частности сослаться в выдержках на заключение известного топонимиста А. К. Матвеева: «В междуречье Юга, Унжи и Ветлуги, а также далее на север вплоть до низовий Вычегды, среди названий рек явно преобладает топонимический тип на -юг, -уг (Анюг, Мичуг, Нюрюг и т. д.). Гидронимика этого типа образует очень  компактный  ясно  очерчиваемый  ареал и, несомненно, восходит к одной языковой общности... Сравнение с коми названием реки ю указывает на то, что язык топонимики на -юг можно рассматривать как язык пермского типа... Однако такие названия, как Пи­чуг     (ср.  мар.  пич — дремучий)   и  Пертюг   (ср.  мар. порт — дом, изба), по-видимому, свидетельствуют о на­личии в языке топонимики на -юг элементов,  близких к марийским. Так как ареал названий на -юг с севера примыкает непосредственно к Марийской АССР, то то­понимика этого типа как бы связывает пермские языки с марийским».

Такой вывод нисколько не расходится с показания­ми сравнительного языкознания88, но он интересен и в том отношении, что дает право на рабочую гипотезу о прапермскои этнической принадлежности поветлужских ананьинцев, просуществовавших в этом районе вплоть до III в. н. э., когда здесь происходила резкая смена позднеананьинских форм культуры «западными» — дья-ковско-городецкими 89. Но ушло ли тогда с Ветлуги (в бассейн Юга?) или смешалось с возможными пришель­цами со стороны Приокско-Сурского края прежнее на­селение ананьинского облика — этого мы пока что не знаем. Как бы то ни было, у нас нет оснований пред­полагать в ананьинской населении Ветлуги и Вятки этническое ядро прамариицев, формирование которых, вероятнее всего, происходило в Приказанско-Чуваш-ском Поволжье.

Выдвигая такой тезис, можно заранее предвидеть возражения археологов, отрицающих спокойное разви­тие этногенеза средневолжских ананьинцев позже сере­дины I тыс. до н. э. В частности, А. X. Халиков пишет: «В V в. до и. э., как показывают новейшие материалы, ананьинское население на Средней Волге постепенно исчезает.

Оглавление