Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕМАРИЙСКОЙ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ
началом того этнического движения из Нижнего Прикамья на север, а из Казанского Поволжья на запад отдельных пред-ананьинских и раннеананьинских племен, в которых в первом случае угадываются прапермяне, а во втором — прамарийцы. К VII в. до н. э. они прочно занимают Вятку, Ветлугу, Среднюю Волгу до устья р. Суры.
Важно установить причину столь длительного и настойчивого расселения приказанско-камских аборигенов. Какую-то роль в этом, конечно, сыграло окончательное отступление на восток абашевцев (конец II тыс. до н. э.), благодаря чему носители приказанской культуры могли свободно расширить пределы своего стесненного в прошлом обитания. Но главную причину этого расселения резонно усматривать в непосредственной связи с развитием земледельческо-скотоводческого хозяйства85, экстенсивного по своему характеру, которое по мере роста народонаселения требовало освоения все больших площадей боровых террас и припойменных пастбищ. Замечено, что население ананьинской культурной общности обитало лишь по прибрежьям рек, не заходя на малые притоки и речные водоразделы с повышенной лесистостью, и, по сравнению с носителями приказанской культуры, основывало свои поселки не у самой воды, а на высоких боровых террасах, удобных и для земледелия, и для сооружения укрепленных городищ. В Среднем Поволжье ананьинцы занимали преимущественно высокий правый берег. Примечательна и большая рас-средоточенность отдельных родовых поселков, необходимая при экстенсивном мотыжном земледелии и не менее примитивном скотоводстве.
Своеобразным островком крайнего северо-западного распространения ананьинцев было Среднее и Верхнее Поветлужье. Здешнее население знало сельское хозяйство, но практиковало охотничий промысел в масштабах гораздо больших, чем поволжане 8б. Не лишен интереса вопрос об этнической принадлежности ветлуж-ских ананьинцев. Как уже отмечалось, по многим особенностям культуры они гораздо ближе к предполагаемым вятско-камским прапермянам, нежели, к столь же предполагаемым средневолжским прамарийцам. Заманчиво в этой связи обратиться к показаниям древней гидронимики, в частности сослаться в выдержках на заключение известного топонимиста А. К. Матвеева: «В междуречье Юга, Унжи и Ветлуги, а также далее на север вплоть до низовий Вычегды, среди названий рек явно преобладает топонимический тип на -юг, -уг (Анюг, Мичуг, Нюрюг и т. д.). Гидронимика этого типа образует очень компактный ясно очерчиваемый ареал и, несомненно, восходит к одной языковой общности... Сравнение с коми названием реки ю указывает на то, что язык топонимики на -юг можно рассматривать как язык пермского типа... Однако такие названия, как Пичуг (ср. мар. пич — дремучий) и Пертюг (ср. мар. порт — дом, изба), по-видимому, свидетельствуют о наличии в языке топонимики на -юг элементов, близких к марийским. Так как ареал названий на -юг с севера примыкает непосредственно к Марийской АССР, то топонимика этого типа как бы связывает пермские языки с марийским».
Такой вывод нисколько не расходится с показаниями сравнительного языкознания88, но он интересен и в том отношении, что дает право на рабочую гипотезу о прапермскои этнической принадлежности поветлужских ананьинцев, просуществовавших в этом районе вплоть до III в. н. э., когда здесь происходила резкая смена позднеананьинских форм культуры «западными» — дья-ковско-городецкими 89. Но ушло ли тогда с Ветлуги (в бассейн Юга?) или смешалось с возможными пришельцами со стороны Приокско-Сурского края прежнее население ананьинского облика — этого мы пока что не знаем. Как бы то ни было, у нас нет оснований предполагать в ананьинской населении Ветлуги и Вятки этническое ядро прамариицев, формирование которых, вероятнее всего, происходило в Приказанско-Чуваш-ском Поволжье.
Выдвигая такой тезис, можно заранее предвидеть возражения археологов, отрицающих спокойное развитие этногенеза средневолжских ананьинцев позже середины I тыс. до н. э. В частности, А. X. Халиков пишет: «В V в. до и. э., как показывают новейшие материалы, ананьинское население на Средней Волге постепенно исчезает.