Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕМАРИЙСКОЙ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ
вв. до н. э. Любопытно отметить, что по ряду общих признаков ананьинская керамика Поветлужья более близка к вятской керамике, нежели к волжской, что как бы намекает на генетическую связь раннеже-лезных культур Ветлуги и Вятки; но по другим характерным признакам в орнаментике ветлужская керамика сродни средневолжской.
Какие же из всего этого следуют выводы этногене-тического свойства? Подавляющее большинство исследователей, касавшихся этого вопроса, считает ананьин-скую культурную общность созданием племен пермской, или, шире, пермско-волжской, языковой ветви уральской Языковой семьи. Лишь отдельные авторы (например, Г. А. Архипов) колеблются в признании факта участия ананьинского населения в этногенезе марийцев. И они правы в том смысле, что проблема этнической принадлежности ананьинской общности не решается, конечно, простым совмещением карты распространения памятников ананьинского типа с картой расселения восточной группы финно-пермских народов (коми, удмуртов, мари) и постулированием их исконной автохтонности. Означенная проблема разбивается на несколько взаимосвязанных вопросов, по каждому из которых требуется солидный материал, а в целом — тщательный учет той исторической обстановки, при которой зародился и необычайно широко распространился ананьинский культурный комплекс.
Первый из таких вопросов требует раскрытия генезиса ананьинской культуры. На сей счет существует большая литература, отражающая две основные версии: 1) ананьинская общность сложилась преимущественно на местной почве; 2) ананьинская общность возникла вследствие наслоения пришлого западносибирского этноса на местный неолитический субстрат. Наиболее замысловатую гипотезу предложил А. П. Смирнов, считавший, что основу ананьинского комплекса заложили «не менее трех культур конца бронзового века: приволжская, луговская, среднекамская. Эти культуры испытали воздействие абашевской и сейминской культур, а также, вероятно, в несколько меньшей степени южно-срубно-хвалынской». Учитывая, что ряд этих «слагающих культур имел совершенно различную этническую принадлежность, данную гипотезу очень трудно осмыслить в плане того, какой же компонент оказался решающим, т. е. определившим собой этнический облик ананышцев. О. Н. Бадер сделал правильное замечание относительно этой гипотезы: «Столь сложная картина не вносит ясности в рассматриваемый вопрос; в основе ее лежит простое выведение новой культуры из всех предшествующих на той же территории без различия их характера, с присовокуплением сюда всех влияний, которые можно усмотреть на основании типологического анализа ананьинских вещей».
Среди всех точек зрения на обозреваемый предмет наиболее обоснованным и убедительным представляется нам мнение А. X. Халикова о том, что истоки анань-инской культуры следует искать в волго-камских культурах XI—VIII вв. до н. э., конкретно в тех комплексах на Нижней Каме, на Вятке, в бассейне р. Белой и на Средней Волге, в которых наиболее ярко отразились черты материальной культуры приказанских племен, непосредственно предшествующей распространению типично ананьинских форм. По А. X. Халикову, пред-ананьинский этнокультурный массив первоначально возник и достиг значительного расцвета на сравнительно небольшой территории — в Казанском Поволжье и Нижнем Прикамье, благодаря созданию здесь собственного металлургического очага, но вскоре распространился в Среднее Прикамье, на р. Вятку и в бассейн р. Белой.