Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕМАРИЙСКОЙ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

Под возникновением древнемарийской этнолингвистиче­ской общности мы понимаем один из узловых этапов сложного этногонического процесса в Среднем Повол­жье, когда вследствие дифференциации финно-пермской языковой общности определенно обнаружилось этниче­ское обособление некоторого массива племен, говорив­ших на  родственных диалектах,  пронизанных общими изоглоссами нового качества, которое, развиваясь, за­ложило основы самостоятельной структуры марийского языка. Это был тот исторический период, из глубин которого начинается активное течение собственно ма­рийского этногенеза.

Первые   научные   попытки   проникнуть   в   далекую, «дописьменную»  древность  марийцев,  по  возможности определить  их историческое  место  в  этногенетической общности финно-пермских племен были предприняты в прошлом столетии. Не располагая на этот счет доста­точными   данными,   кроме   данных   марийского   языка (родственного, как было тогда установлено, целой груп­пе  поволжско-   и  прибалтийско-финских  языков),  уче­ные XIX в., естественно, обратили внимание на созву­чие этнонимов «мари» и «марэ» и летописной «мери». М. А. Кастрен писал, что «мэря» — это простое славян­ское видоизменение «мари», что означает «люди», а это наводит на мысль, что «меря» или состояла из черемис или  представляла  родственное  племя.  А.  С.  Уваров прямо сближал предков марийцев с летописной мерей X в. М. Диев, Т. С. Семенов, С. К. Кузнецов предпо­лагали   уход   «мери»   (предков   марийцев)   с   Верхней Волги на восток под давлением  славянской колониза­ции,  а  другие,  как Д.  Корсаков, не отрицая  родства «мери»   с  марийцами  и  мордвой,  настаивали  на  том, что мерянское население осталось на месте и слилось со славянами48. А. Куник считал летописную мерю вы­мершей, но по своему происхождению близко стоявшей к «финским черемисам».

Не имея никакого представления о мерянском язы­ке, исследователи второй половины XIX в. искали на территории предполагаемого (на основании археологи­ческих данных) расселения мери оставленные ею топо­нимы, которые пытались истолковать с помощью ма­рийского  языка50. Под знаком топонимических   (хорографических) разысканий о мере — мари прошла зна­чительная часть работы VII археологического съезда русских ученых. Вниманию съезда был предложен об­ширный список географических названий Костромской, Ярославской, Владимирской, Вологодской, даже Мос­ковской и Новгородской губерний, которые будто бы объясняются только из марийского языка, а следова­тельно, указывают на прежнее «местожительство» предков мари на очерченной территории51. Время вы­несло свой справедливый приговор этим «этимологиям», основанным на примитивном раскрытии «по созвучию» тополексем, в действительности не объяснимых в боль­шинстве случаев на материалах не только марийского, но и любого из живых финно-пермских языков.

Современное изучение топонимии древних мерянских областей, позволившее нащупать целый ряд мерянских коренных слов, привело А. И. Попова к выводу: «...язык мери был финно-угорским, но в то же время весьма своеобразным, явно не укладывающимся в нормы из­вестных нам теперь языков этой группы, так как в нем имелся еще целый ряд элементов лексики, совершенно отличных от сохранившейся до настоящего времени в родственных языках»52. В свою очередь, археологи, сравнив материалы раскопок в Марийском и Верхнем Поволжье, пришли к отрицанию этнокультурной иден­тичности предков марийцев и «мери» второй половины I тыс. н. э.53, хотя и допускают наличие между ними некоторых культурно-типологических параллелей и свя­зей, опосредствованных сложной цепочкой межплемен­

Оглавление