Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕМАРИЙСКОЙ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ

В частности, с помощью археологии мы попытаемся ниже предпринять экскурс относитель­но того, на какой конкретной хозяйственно-культурной базе зиждилось отмеченное лингвистикой длительное взаимодействие прамарийцев и прапермян. Поставлен­ная задача сразу же вводит нас в круг вопросов, свя­занных с генезисом ананьинской культуры и возникших на ее почве позднейших культурных комплексов.

Яркой и своеобразной ананьинской культуре Волго-Камья уделено столь много внимания со стороны нес­кольких поколений археологов, что в настоящее время и ее географические очертания, и ее характерные особен­ности с локальными вариантами не вызывают принци­пиальных споров. Возникнув около VIII в. до н. э., эта культура спустя несколько столетий достигла полного расцвета и просуществовала до III в. до н. э. Террито­риально она охватила значительную часть Камского бассейна, а также большой отрезок Средней Волги (с Ветлугой). Несмотря на столь широкое распростране­ние, ананьинские памятники объединяются массой одно­типных черт: это городища, расположенные на стрел­ках-мысах коренных террас крупных рек; грунтовые могильники с вытянутым положением умерших, ориен­тированных обычно ногами к реке; круглодонная посуда с примесью толченых раковин в тесте и орнамента­цией, в которой главную роль играют однорядные ямоч­ные вдавления и шнуровые оттиски; обилие на городи­щах костяных орудий; целый ряд однотипных бронзовых и железных орудий (кельты, ножи), оружия (наконеч­ники копий и стрел) и других изделий (поясные и на­грудные украшения и т. п.).

Таким образом, ананьинская культура рисуется уди­вительно целостной историко-культурной общностью, в составе которой, однако, выделяется несколько локаль­ных вариантов: на Нижней, Средней и Верхней Каме; на Вятке; на Нижней и Средней Белой; на Средней Волге и в Поветлужье. Нас, естественно, интересуют две последние группы, представленные недавно откры­тыми или дополнительно обследованными памятниками. В Среднем Поволжье памятники ананьинского типа VIIV вв. до н. э. разведаны на значительном протя­жении от устья р. Суры до Жигулей. Самые западные среди них — Первое Васильсурское и Хмелевское горо­дища близ устья р. Суры. Далее, на той же правой сто­роне Волги, в пределах Горномарийского района Ма­рийской АССР, — городища Копаньское, Сиухинское, Малахай, селища Малахайское и Токаревское, крупный Акозинский могильник и ряд местонахождений керами­ки. На левой стороне Волги в том же районе обнаруже­ны остатки только одного могильника — Ахмыловского. Касаясь топографии этих памятников, А. X. Халиков подчеркивает компактность их группировки (всего на расстоянии 60 км преимущественно по правобережью Волги) и рассматривает их своего рода племенным центром, собиравшим вокруг себя значительные группы населения данного региона (в совр. очертании — Гор­номарийский район).

К западу от устья Суры вплоть до слияния Оки и Волги не только ананьинских, но и каких-либо синхрон­ных им памятников не обнаружено, несмотря на тща­тельную разведку; возможно, здесь пролегала широкая пограничная полоса, отделявшая указанный выше реги­он от неродственных культур. К востоку по правому берегу Волги, в пределах Чувашской АССР, археоло­гически еще недостаточно изученной, известны бронзовые кельты, наконечники копий и другие предметы, аналогичные материалу Акозинекого могильника. До­вольно насыщенным находками эпохи раннего железа оказалось Правобережье от устья р. Свияги до устья р. Камы и бассейн нижнего и среднего течения р. Свия­ги в пределах Татарской АССР. Наиболее интересен здесь Пусто-Морквашинский могильник, давший мате­риал, опять-таки близкий к Акозинскому могильнику. Левый берег Волги от устья р. Кокшаги до устья р. Камы находками ананьинского типа беден: это остат­ки Мари-Лугового поселения и единичные вещи в бас­сейне Кокшаги и в устье р. Казанки.

Все вышеперечисленные памятники А. X. Халиков относит к одному — средиеволжскому варианту анань-инской культурной общности и датирует время его су­ществования коротким промежутком: между VII и V вв. до н. э. Основанием для такой датировки средневолж-ской группы послужили два обстоятельства: 1) отличие некоторых местных форм от типичных ананьинских (на Нижней Каме); 2) заметные параллели в керамике с раннегородецкими комплексами Приокского края. На расстоянии примерно 100 км к северу от Волги, в Поветлужье, существовала особая группа памятников ананьинского облика: городища Одоевское (нижний слой), Русенихинское, Богородское (нижний слой), «Чортово». По О. Н. Бадеру, основная их дата: VIIV

Оглавление