Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕМАРИЙСКОЙ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ
В частности, с помощью археологии мы попытаемся ниже предпринять экскурс относительно того, на какой конкретной хозяйственно-культурной базе зиждилось отмеченное лингвистикой длительное взаимодействие прамарийцев и прапермян. Поставленная задача сразу же вводит нас в круг вопросов, связанных с генезисом ананьинской культуры и возникших на ее почве позднейших культурных комплексов.
Яркой и своеобразной ананьинской культуре Волго-Камья уделено столь много внимания со стороны нескольких поколений археологов, что в настоящее время и ее географические очертания, и ее характерные особенности с локальными вариантами не вызывают принципиальных споров. Возникнув около VIII в. до н. э., эта культура спустя несколько столетий достигла полного расцвета и просуществовала до III в. до н. э. Территориально она охватила значительную часть Камского бассейна, а также большой отрезок Средней Волги (с Ветлугой). Несмотря на столь широкое распространение, ананьинские памятники объединяются массой однотипных черт: это городища, расположенные на стрелках-мысах коренных террас крупных рек; грунтовые могильники с вытянутым положением умерших, ориентированных обычно ногами к реке; круглодонная посуда с примесью толченых раковин в тесте и орнаментацией, в которой главную роль играют однорядные ямочные вдавления и шнуровые оттиски; обилие на городищах костяных орудий; целый ряд однотипных бронзовых и железных орудий (кельты, ножи), оружия (наконечники копий и стрел) и других изделий (поясные и нагрудные украшения и т. п.).
Таким образом, ананьинская культура рисуется удивительно целостной историко-культурной общностью, в составе которой, однако, выделяется несколько локальных вариантов: на Нижней, Средней и Верхней Каме; на Вятке; на Нижней и Средней Белой; на Средней Волге и в Поветлужье. Нас, естественно, интересуют две последние группы, представленные недавно открытыми или дополнительно обследованными памятниками. В Среднем Поволжье памятники ананьинского типа VII—V вв. до н. э. разведаны на значительном протяжении от устья р. Суры до Жигулей. Самые западные среди них — Первое Васильсурское и Хмелевское городища близ устья р. Суры. Далее, на той же правой стороне Волги, в пределах Горномарийского района Марийской АССР, — городища Копаньское, Сиухинское, Малахай, селища Малахайское и Токаревское, крупный Акозинский могильник и ряд местонахождений керамики. На левой стороне Волги в том же районе обнаружены остатки только одного могильника — Ахмыловского. Касаясь топографии этих памятников, А. X. Халиков подчеркивает компактность их группировки (всего на расстоянии 60 км преимущественно по правобережью Волги) и рассматривает их своего рода племенным центром, собиравшим вокруг себя значительные группы населения данного региона (в совр. очертании — Горномарийский район).
К западу от устья Суры вплоть до слияния Оки и Волги не только ананьинских, но и каких-либо синхронных им памятников не обнаружено, несмотря на тщательную разведку; возможно, здесь пролегала широкая пограничная полоса, отделявшая указанный выше регион от неродственных культур. К востоку по правому берегу Волги, в пределах Чувашской АССР, археологически еще недостаточно изученной, известны бронзовые кельты, наконечники копий и другие предметы, аналогичные материалу Акозинекого могильника. Довольно насыщенным находками эпохи раннего железа оказалось Правобережье от устья р. Свияги до устья р. Камы и бассейн нижнего и среднего течения р. Свияги в пределах Татарской АССР. Наиболее интересен здесь Пусто-Морквашинский могильник, давший материал, опять-таки близкий к Акозинскому могильнику. Левый берег Волги от устья р. Кокшаги до устья р. Камы находками ананьинского типа беден: это остатки Мари-Лугового поселения и единичные вещи в бассейне Кокшаги и в устье р. Казанки.
Все вышеперечисленные памятники А. X. Халиков относит к одному — средиеволжскому варианту анань-инской культурной общности и датирует время его существования коротким промежутком: между VII и V вв. до н. э. Основанием для такой датировки средневолж-ской группы послужили два обстоятельства: 1) отличие некоторых местных форм от типичных ананьинских (на Нижней Каме); 2) заметные параллели в керамике с раннегородецкими комплексами Приокского края. На расстоянии примерно 100 км к северу от Волги, в Поветлужье, существовала особая группа памятников ананьинского облика: городища Одоевское (нижний слой), Русенихинское, Богородское (нижний слой), «Чортово». По О. Н. Бадеру, основная их дата: VII— V