Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Когда свадьбы стали устраивать ив зимнее время, эта традиция все равно строго поддерживалась.
Пултур был самой видной постройкой в марийском дворе. На уровне второго этажа проходила галерея, поддерживаемая снизу столбами, над ней нависала крыша пултура. Пространство между столбами галереи на некотором расстоянии от пола забиралось резными досками.
Нижний этаж пултура предназначался для хранения зерна и других продовольственных запасов. По своему назначению пултур не отличался от русской клети на высоком подклете, поэтому марийцы при двухраздель-дой планировке жилища под влиянием русских ставили пултур рядом с сенями, но вход во второй этаж пултура вначале был со двора, затем прорубалась дверь в сени и он включался в жилое помещение. В северных волостях, по соседству с русскими, марийцы постепенно утратили термин «пултур», заменив его словом «клад», от русского — клеть.
Традиционная одежда кокшайско-приволжских марийцев по покрою и материалу ничем существенным не отличалась от одежды других марийских групп. Длительное сохранение натуральных черт в хозяйстве, слабая покупательная способность массового крестьянства препятствовали широкому внедрению фабричных тканей, поэтому в описываемом районе даже мужская одежда и в конце XIX в. почти целиком изготовлялась домашним способом из домашних конопляных и шерстяных тканей. Таковой была повседневная одежда, но праздничную все-таки, по русскому образцу, старались иметь из тканей фабричной выработки. К окраске тканей марийцы прибегали редко. Чаще всего красили в синий цвет домашнее сукно, а также портяной холст на мужские штаны и на покрытие шуб.
Мужская холщевая рубаха имела туникообразный покрой, прямой разрез на груди, края которого стягивались- тесемками, а воротник отсутствовал. Рубаху вышивали по подолу, по концам рукавов и вдоль грудного разреза. Штаны тоже были белые холщевые, по покрою — с широким шагом. Рубаху носили навыпуск с узким тканым поясом. Верхней одеждой мужчинам служили холщевые и суконные кафтаны и шубы. Обычной крестьянской обувью были лапти с холщевыми или суконными онучами, смотря по времени года. Некоторые состоятельные крестьяне дополняли праздничное убранство покупными яловочными сапогами, одной пары которых им обычно хватало на всю жизнь. Смена мужской традиционной одежды русской быстрее проходила в северных волостях, нежели в южных.
Женская традиционная одежда описываемого района отличалась богатой вышивкой рубах, резко выделяющей их среди рубах других районов, а также своеобразием головных уборов и украшений.
По покрою здешняя рубаха была туникообразной, из перегнутого пополам основного полотнища и двух боковых. Она вышивалась преимущественно шерстяными нитками домашнего крашения темно-красного, черного или темно-синего с прибавлением желтого и зеленого тонов. В конце XIX в. широкое распространение получил шелк-сырец, который окрашивали в желаемый цвет домашним способом.
На рубахах преобладала так называемая ковровая вышивка, состоящая в том, что узоры сплошь покрывали материал, не оставляя просветов. Вышивали марийские женщины с изнанки по счету нитей: сначала наносили контур узора черными или темно-синими нитками, а затем заполняли его сплошными стежками.
Вышивание было очень кропотливым делом, требующим большого навыка, поэтому крестьянки старались как можно раньше научить своих дочерей искусству вышивания, чтобы они до замужества успели накопить себе рубах для приданого и для подарков родственникам жениха во время свадьбы. Неумение вышивать считалось самым большим недостатком девушки и приравнивалось к понятию полной бесталанности.