Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

Когда свадьбы стали устраивать ив зимнее время, эта традиция все равно строго поддер­живалась.

Пултур был самой видной постройкой в марийском дворе. На уровне второго этажа проходила галерея, поддерживаемая снизу столбами, над ней нависала крыша пултура. Пространство между столбами галереи на некотором расстоянии от пола забиралось резными досками.

Нижний этаж пултура предназначался для хранения зерна и других продовольственных запасов. По своему назначению пултур не отличался от русской клети на высоком подклете, поэтому марийцы при двухраздель-дой планировке жилища под влиянием русских ставили пултур рядом с сенями, но вход во второй этаж пулту­ра вначале был со двора, затем прорубалась дверь в сени и он включался в жилое помещение. В северных волостях, по соседству с русскими, марийцы постепен­но утратили термин «пултур», заменив его словом «клад», от русского — клеть.

Традиционная одежда кокшайско-приволжских ма­рийцев по покрою и материалу ничем существенным не отличалась от одежды других марийских групп. Дли­тельное сохранение натуральных черт в хозяйстве, сла­бая покупательная способность массового крестьянства препятствовали широкому внедрению фабричных тка­ней, поэтому в описываемом районе даже мужская одежда и в конце XIX в. почти целиком изготовлялась домашним способом из домашних конопляных и шер­стяных тканей. Таковой была повседневная одежда, но праздничную все-таки, по русскому образцу, старались иметь из тканей фабричной выработки. К окраске тка­ней марийцы прибегали редко. Чаще всего красили в синий цвет домашнее сукно, а также портяной холст на мужские штаны и на покрытие шуб.

Мужская холщевая рубаха имела туникообразный покрой, прямой разрез на груди, края которого стяги­вались- тесемками,    а    воротник    отсутствовал. Рубаху вышивали по подолу, по концам рукавов и вдоль груд­ного разреза. Штаны тоже были белые холщевые, по покрою — с широким шагом. Рубаху носили навыпуск с узким тканым поясом. Верхней одеждой мужчинам служили холщевые и суконные кафтаны и шубы. Обыч­ной крестьянской обувью были лапти с холщевыми или суконными онучами, смотря по времени года. Некото­рые состоятельные крестьяне дополняли праздничное убранство покупными яловочными сапогами, одной па­ры которых им обычно хватало на всю жизнь. Смена мужской традиционной одежды русской быстрее прохо­дила в северных волостях, нежели в южных.

Женская традиционная одежда описываемого райо­на отличалась богатой вышивкой рубах, резко выде­ляющей их среди рубах других районов, а также свое­образием головных уборов и украшений.

По покрою здешняя рубаха была туникообразной, из перегнутого пополам основного полотнища и двух боковых. Она вышивалась преимущественно шерстяны­ми нитками домашнего крашения темно-красного, черно­го или темно-синего с прибавлением желтого и зеленого тонов. В конце XIX в. широкое распространение полу­чил шелк-сырец, который окрашивали в желаемый цвет домашним способом.

На рубахах преобладала так называемая ковровая вышивка, состоящая в том, что узоры сплошь покрыва­ли материал, не оставляя просветов. Вышивали марий­ские женщины с изнанки по счету нитей: сначала нано­сили контур узора черными или темно-синими нитками, а затем заполняли его сплошными стежками.

Вышивание было очень кропотливым делом, тре­бующим большого навыка, поэтому крестьянки стара­лись как можно раньше научить своих дочерей искус­ству вышивания, чтобы они до замужества успели накопить себе рубах для приданого и для подарков родственникам жениха во время свадьбы. Неумение вышивать считалось самым большим недостатком де­вушки и приравнивалось к понятию полной бесталан­ности.

Оглавление