Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

, «15 сентября при дерев­не Торешкибаре собралось с разных уездов до 2000 чел.»232 и т. д.

Православное духовенство оказалось не в состоянии преодолеть тягу марийского крестьянства к прежним богам. Но, стремясь овладеть сознанием своей паствы, духовенство нередко прибегало к христианскому бого­служению на «языческих» капищах, в частности, «11 сего октября (1903 г. — К- К.) в лесной роще крестьян деревни Большой Лумари Кужнурской волости креще­ными черемисами производилось моление по языческо­му обряду с жертвоприношением скота и птиц, куда стекалось народа из разных селений Кужнурской и дру­гих волостей. На сделанное со стороны полиции пре­дупреждение, а также со стороны священно-церковно-служителей села Толмани увещание об оставлении об­ряда языческого моления черемисы, не уходя из лесной рощи, согласились на месте мольбища отслужить моле-' бен, что священнослужителями и было исполнено. По окончании молебствия черемисы с имеющимися у них принесенными из дома иконами Спасителя и Божьей матери стали молиться по языческому обряду, читая молитвы на черемисском языке» 233.

Во второй холовине XIX — начале XX в. Сернурская волость и ее окрестность (Кюпрян-сола и т. д.) по-преж­нему была центром религиозной жизни Марийского края. Здесь совершались наиболее многолюдные моле­ния, на которые собиралось по нескольку тысяч марийцев 234.

Родо-племенные культы проявлялись и в других сто­ронах дохристианских религиозных верований марий­цев Уржумско-Вятского района. Особенно ярко был представлен культ предков, отправлявшийся отдельны­ми патронимиями. Марийцы верили, что душа покойни­ка сорок дней не покидает свой дом и ее нужно «кор­мить» и «поить» все это время. С этой целью для нее каждый день оставлялась пища. В сороковой день «о-сле похорон устраивали торжественные поминки—окон­чательные проводы умершего на тот свет. В этот день собирались все члены патронимии. Кто-либо из близ­ких родственников ездил на кладбище «приглашать» покойника и всех других умерших родичей на торжест­во. Роль покойника играл какой-либо человек одного с ним возраста, надевавший одежду умершего. В помин­ках принимал участие карт (жрец), который читал пе­ред зажженными свечами импровизированные молитвы с просьбами ко всем умершим родственникам всячески помогать живым.

Поминки проходили весело с плясками под игру на пузыре   (волынке).   Все   старались,   чтобы   «покойник» «остался доволен устроенным в его честь празднеством. В Сернурской волости некоторые участники поминок ис­полняли свои собственные напевы без слов на приду­манные ими самими мотивы 235.

Уржумско-вятские марийцы по своим культурно-бы­товым особенностям довольно резко выделялись среди других групп марийцев, чему в значительной степени способствовало длительное сохранение ими многих до­вольно древних черт традиционной культуры. Особенно это проявлялось в волостях со значительным процентом коренных жителей, в частности в Сернурской, служив­шей своеобразным притягательным центром для всего окружающего марийского населения.

Мы рассмотрели основные этнографические районы дореволюционного Марийского края, отличавшиеся свое­образными особенностями хозяйства, быта и психоло­гии коренного населения. Эти различия были вызваны «земляческим» характером господствующих в крестьян­ской жизни социально-экономических связей, то есть тех связей, которые сопутствовали неизжитой еще патриар­хальщине, слабым межрайонным контактам по линии экономической и культурной, неразвитости общественно-политических отношений. Вторгшийся в жизнь марий­ского крестьянства торгово-ростовщический (и лишь от­части промышленный) капитализм не произвел здесь сколько-нибудь заметного прогрессивного переворота. Путь к обновлению культуры и быта марийского народа лежал только через Октябрьскую революцию и строи­тельство социализма.

Оглавление