Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

Верхней одеждой летом служил белый конопляный шовыр, зимой — белый или темный суконный мыжер а также овчинная шуба. Под влиянием татар распростра­нилась мужская безрукавка — камчол, которую шили из фабричных материй, реже — из домашних. Обычной обувью были лапти с портяными или суконными ону­чами. Кожаные сапоги в качестве выходной обуви по­купали себе только состоятельные крестьяне.

По мере расширения связей с местными рынками многие молодые мужчины завели моду покупать гото­вую цветную одежду, но что примечательно: из-за де­ревенских суеверий не всегда рисковали появляться в ней перед односельчанами, например, во время созре­вания хлебов, когда было положено носить только бе­лую одежду. За соблюдением этих запретов тщательно следили старики, как всегда, игравшие большую роль в общественной жизни.

Женская рубаха тувыр и штаны — елаш по покрою не отличались от мужских, но женская рубаха гораздо богаче украшалась вышивкой, покрывавшей грудь вдоль грудного разреза, подол, плечи, концы рукавов, спину. Тувыры по обычаю носили с белыми конопляны­ми распашными шовырами по покрою с прямой спиной, с клиньями по бокам и открытой грудью, чтобы была видна вышивка на рубахе. Шовыры вышивали неширо­кой полосой по полам, подолу, концам рукавов и на спине по линии талии.

Старинной праздничной одеждой был суконный бе­лый сывьш с большим четырехугольным воротником, опускавшимся на спину, и красными кумачными нашив­ками по бортам от талии до воротника. Сывын укра­шали яркими пуговицами, мелкими монетами, тесьмой, а также небольшими цветными шерстяными кисточками с бисером.

В холод надевали темные домашнего сукна мыжеры и овчинные шубы, последние иногда покрывались нови­ной синего цвета, как у русских соседей.

Своеобразной праздничной одеждой еще в середине XIX в. был сывын из яркого зеленого фабричного сук­на с большим красным воротником. В пореформенный период этот сывын постепенно выходил из употребле­ния и к концу столетия сохранился только как обрядо­вая свадебная одежда невесты и женщин, участвующих в свадьбе.

Обычной обувью женщинам служили лапти. Преж­де чем надеть их, ступни ног обматывали белыми хол-щевыми онучами, а голень — черными суконными — быргыштр, один из концов которых, приходившийся на ноге сбоку, имел красную обшивку, вдоль которой на­шивались яркий бисер, кисточки, блестящие пуговицы. Кожаные сапоги у женщин встречались очень редко. В пореформенный период в марийских деревнях все ча­ще стали появляться ремесленники, изготовлявшие ва­ляную обувь на заказ из домашнего материала, но ва­ленки не сразу вошли в быт и долгое время считались праздничной обувью.

Оригинальным женским головным убором в Уржум-ско-Вятском районе был шымакш, или чурик, тюрик, колпак. Это «рогатый» головной убор, основу которого составлял кусок холста, сшитый с одного конца напо­добие башлыка. Он надевался на твердую основу — бе­рестяной рожок или туго свитый пучок волос. Шымакш сплошь вышивался, причем орнамент вышивки был строго определенным. Один мотив вышивки был харак­терен для рога, другой—для лопасти, спадавшей на спину. В более ранний период для вышивки употреб­ляли темно-красную, почти коричневую шерсть, которой заполняли контуры орнамента, нанесенные черной шерстью, или же весь рисунок выполнялся однотонной шерстью. Позднее, в пореформенный период, шерсть была заменена шелком-сырцом, который окрашивали в темно-красный цвет. Конец шымакша, приходившийся на спину, украшали бисером, мелкими пуговицами, кисточками, бахромой, иногда монетами.

Шымакши в разных местностях носили по-разному, В Торьяльско-Сернурском регионе их надевали на темя, и лопасть доходила почти до талии. Дальше на юго-восток рог шымакша постепенно передвигался ближе ко лбу. Например, у вятских мариек южнее г. Уржума он фактически нависал надо лбом.

Ношение шымакша было связано с определенной прической. Там, где рог приходился на темя, волосы туго собирались в небольшой пучок, на который наде­вался берестяной рожок с палочкой, служившей для накручивания концов волос, чтобы рожок прочно дер­жался на голове. Когда рог помещался ближе ко лбу, волосы закручивались на темени в два пучка, и рожок уже не употреблялся. Когда же рог нависал надо лбом,, волосы собирались на темени в небольшой валик.

Оглавление