Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Верхней одеждой летом служил белый конопляный шовыр, зимой — белый или темный суконный мыжер а также овчинная шуба. Под влиянием татар распространилась мужская безрукавка — камчол, которую шили из фабричных материй, реже — из домашних. Обычной обувью были лапти с портяными или суконными онучами. Кожаные сапоги в качестве выходной обуви покупали себе только состоятельные крестьяне.
По мере расширения связей с местными рынками многие молодые мужчины завели моду покупать готовую цветную одежду, но что примечательно: из-за деревенских суеверий не всегда рисковали появляться в ней перед односельчанами, например, во время созревания хлебов, когда было положено носить только белую одежду. За соблюдением этих запретов тщательно следили старики, как всегда, игравшие большую роль в общественной жизни.
Женская рубаха тувыр и штаны — елаш по покрою не отличались от мужских, но женская рубаха гораздо богаче украшалась вышивкой, покрывавшей грудь вдоль грудного разреза, подол, плечи, концы рукавов, спину. Тувыры по обычаю носили с белыми конопляными распашными шовырами по покрою с прямой спиной, с клиньями по бокам и открытой грудью, чтобы была видна вышивка на рубахе. Шовыры вышивали неширокой полосой по полам, подолу, концам рукавов и на спине по линии талии.
Старинной праздничной одеждой был суконный белый сывьш с большим четырехугольным воротником, опускавшимся на спину, и красными кумачными нашивками по бортам от талии до воротника. Сывын украшали яркими пуговицами, мелкими монетами, тесьмой, а также небольшими цветными шерстяными кисточками с бисером.
В холод надевали темные домашнего сукна мыжеры и овчинные шубы, последние иногда покрывались новиной синего цвета, как у русских соседей.
Своеобразной праздничной одеждой еще в середине XIX в. был сывын из яркого зеленого фабричного сукна с большим красным воротником. В пореформенный период этот сывын постепенно выходил из употребления и к концу столетия сохранился только как обрядовая свадебная одежда невесты и женщин, участвующих в свадьбе.
Обычной обувью женщинам служили лапти. Прежде чем надеть их, ступни ног обматывали белыми хол-щевыми онучами, а голень — черными суконными — быргыштр, один из концов которых, приходившийся на ноге сбоку, имел красную обшивку, вдоль которой нашивались яркий бисер, кисточки, блестящие пуговицы. Кожаные сапоги у женщин встречались очень редко. В пореформенный период в марийских деревнях все чаще стали появляться ремесленники, изготовлявшие валяную обувь на заказ из домашнего материала, но валенки не сразу вошли в быт и долгое время считались праздничной обувью.
Оригинальным женским головным убором в Уржум-ско-Вятском районе был шымакш, или чурик, тюрик, колпак. Это «рогатый» головной убор, основу которого составлял кусок холста, сшитый с одного конца наподобие башлыка. Он надевался на твердую основу — берестяной рожок или туго свитый пучок волос. Шымакш сплошь вышивался, причем орнамент вышивки был строго определенным. Один мотив вышивки был характерен для рога, другой—для лопасти, спадавшей на спину. В более ранний период для вышивки употребляли темно-красную, почти коричневую шерсть, которой заполняли контуры орнамента, нанесенные черной шерстью, или же весь рисунок выполнялся однотонной шерстью. Позднее, в пореформенный период, шерсть была заменена шелком-сырцом, который окрашивали в темно-красный цвет. Конец шымакша, приходившийся на спину, украшали бисером, мелкими пуговицами, кисточками, бахромой, иногда монетами.
Шымакши в разных местностях носили по-разному, В Торьяльско-Сернурском регионе их надевали на темя, и лопасть доходила почти до талии. Дальше на юго-восток рог шымакша постепенно передвигался ближе ко лбу. Например, у вятских мариек южнее г. Уржума он фактически нависал надо лбом.
Ношение шымакша было связано с определенной прической. Там, где рог приходился на темя, волосы туго собирались в небольшой пучок, на который надевался берестяной рожок с палочкой, служившей для накручивания концов волос, чтобы рожок прочно держался на голове. Когда рог помещался ближе ко лбу, волосы закручивались на темени в два пучка, и рожок уже не употреблялся. Когда же рог нависал надо лбом,, волосы собирались на темени в небольшой валик.