Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Кроме того, во дворе могла быть и третья изба, если семья не помещалась в двух основных. Примечателен местный обычай загодя готовить срубы для изб, которые могли годами храниться в разобранном виде на случай внезапного пожара или выдела из семьи женатого сына.
Малые семьи размещались в одной избе, к которой пристраивались сени, причем последние редко были капитальным строением. Часто рядом с сенями в одну линию ставили двухэтажные амбары, но вход в них был со двора, а из сеней часто вела лестница на галерею второго этажа амбара. Трехраздельная планировка из избы, сеней и клети, подобно русской, здесь распространилась довольно поздно, только к концу XIX в.
В привятском крае долго сохранялись курные избы с глинобитной печью, топившейся по-черному. Избы на улицу смотрели двумя окошками с волоковыми рамами, затянутыми бычьим пузырем. Последние такие избы исчезли только в начале XX в.
Дома и хозяйственные постройки по-старинке сооружались только с помощью топора, без применения железных гвоздей, железных петель и т. д. Крыши изб были двускатными, сначала на самцах, потом на стропилах, покрывались колотыми досками, которые своими концами упирались в жолоб, поддерживаемый естественными крюками-«курицами», прикреплявшимися к слегам крыши. Таким же способом покрывались хозяйственные постройки, только вместо колотых досок, особенно на хлевах, использовалась солома.
Пришедшие на смену курным белые избы по внешнему виду мало чем отличались от первых: на улицу по-прежнему выходило два небольших окна, рамы долгое время были задвижными, а не на петлях, причем зимой никогда не вставлялась вторая рама, и окна покрывались изнутри толстым слоем льда. Избы не имели никаких внешних украшений, даже карнизов. Только редкие зажиточные крестьяне украшали свои избы резьбой, подражая русским.
По внутренней планировке марийская изба почти во всем напоминала русскую. Отличие заключалось в том, что для марийцев не было характерным отделение кухни перегородкой от остальной части избы, а также в том, что в обычной русской печи над шестком подвешивался котел. Повторяя татарский обычай, во многих деревнях котел располагали сбоку печи, устраивая под ним особую топку, причем котел вначале был съемным, а затем его стали вмазывать наглухо.
В марийских селениях, соседящих с татарскими, в домах устраивались небольшие нары, на которых спали, но для большинства марийских селений нары в домах не были характерны. На ночь семья размещалась на давках, к которым для ширины приставлялись скамейки, на день постельные принадлежности складывались в кутнем углу. Во всех домах были полати, которые также использовались, для сна.
Пореформенный период не ознаменовался сколько-нибудь существенными изменениями в комплексе одежды уржумско-вятских марийцев. Даже мужской костюм, который в других районах раньше, чем женский, изменялся под внешним влиянием, здесь вплоть до конца Х1Х^столетия сохранял свои традиционные черты
Как и прежде, тувыр (мужская рубаха) украшался вышивкой, которая резко отличала ее от рубах других марийцев. Вышивка окаймляла не только разрез ворота, но дополнительно параллельной полосой шла вокруг разреза, переходя через левое или правое плечо на спину и заканчивалась углом на спине226. Особенно красочны были рубахи сернурских марийцев, ко всему лрочему снабженные по подолу специальным узором — знаком половой принадлежности. Штаны носили пор-тяные, не крашеные, по покрою «с широким шагом» ловерх которых в зимнее время надевали вторые штаны — суконные 227.