Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

Кухня отгораживалась легкой перегородкой. В углу, около входа, находился путник — широкая лав­ка для спанья. Спали и на других лавках, подставляя к ним скамейки. В доме обязательно были полати. Но в некоторых местах Яранского уезда, например в Тож-солинской волости, крестьяне из-за бедности существую­щие белые избы, наоборот, переделывали в курные, чтобы легче было отапливать жилище 168.

Переходя к описанию народного костюма, следует отметить, что в данной местности, как и в других марий­ских этнографических районах, первоочередное измене­ние под внешним влиянием претерпевала мужская тради­ционная одежда, и лишь потом женская. Как говорилось выше, здешние марийцы мало занимались отходниче­ством, поэтому единственным источником влияния на мужскую одежду был костюм окружающих русских крестьян, которые вследствие значительного развития сторонних занятий раньше заносили домой новые виды костюма. Но русские крестьяне, как и марийцы, много занимались домашним ткачеством и одевали свои семьи во все портяное, хотя и сшитое «по-новому». Повседнев­ная мужская одежда у русских была из домашней кра­шенины, домашнего сукна и овчин. Покупали на базарах и шили сами из фабричных тканей только праздничную одежду, в первую очередь яркую косоворотку и темные порты. Реже из фабричной материи изготовляли верх­нюю одежду. Выходной обувью служили кожаные сапо­ги, будничной — лапти с онучами.

Марийцы во многом следовали за русскими, но, вы­севая больше конопли, имели обычно больше тканей до­машнего производства, которые и шли преимущественно на будничную одежду. Не только фабричные ткани, но и крашенина не получили широкого распространения среди санчуро-яранских марийцев. Крашенинными у них были мужские штаны и холщевое покрытие верхней одежды для обоих полов.

Мужские рубахи марийцев были такого же покроя, как и в других марийских районах, украшались вышив­кой по разрезу ворота, концам рукавов и подолу. И дру­гие элементы мужского традиционного костюма мало чем отличались от описанных у кокшайско-приволжских марийцев. На русский манер из покупной ткани шили преимущественно праздничную одежду.

Женская одежда санчуро-яранских марийцев, как и повсюду у марийцев, отличалась большой устойчивостью традиционных форм. Здесь она исчезала окончательно только вместе с полным обрусением. Местная рубаха не­сколько отличалась по покрою от рубах горных и кок­шайско-приволжских мариек. Это различие состояло в устройстве ворота, разрез которого приходился ближе к правой или левой стороне груди, и в расположении на­грудной вышивки, правая или левая сторона которой значительно поднималась вверх, и доходила до плеча. .

Вышивка на рубахах местных мариек была своеоб­разной. Она шла широкой полосой вдоль грудного разре­за — тугурмел, узкой полосой по плечам — воцегац, по спине — пюштэр, по концу рукава — тугуршокш, по по­долу — торэ. Ближе к плечу на рукаве вышивалась розетка — тамка.

Приемы вышивания и расцветка вышивки были таки­ми же, как и у кокшайско-приволжских марийцев, толь­ко у последних больше вышивали шерстью, а здесь крашеным шелком-сырцом. В узорах орнамента преоб­ладали геометрические мотивы, реже встречались сти­лизованные растительные и зооморфные композиции. Несколько выделялись рубахи тоншаевских мариек, осо­бенно старинные богато украшенные вышивкой синих и тёмнокрасных тонов с преобладанием зооморфного орна­мента.

На рубаху надевали белый холщевый, распашной, прямоспинный шавыр,

Оглавление