Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Кухня отгораживалась легкой перегородкой. В углу, около входа, находился путник — широкая лавка для спанья. Спали и на других лавках, подставляя к ним скамейки. В доме обязательно были полати. Но в некоторых местах Яранского уезда, например в Тож-солинской волости, крестьяне из-за бедности существующие белые избы, наоборот, переделывали в курные, чтобы легче было отапливать жилище 168.
Переходя к описанию народного костюма, следует отметить, что в данной местности, как и в других марийских этнографических районах, первоочередное изменение под внешним влиянием претерпевала мужская традиционная одежда, и лишь потом женская. Как говорилось выше, здешние марийцы мало занимались отходничеством, поэтому единственным источником влияния на мужскую одежду был костюм окружающих русских крестьян, которые вследствие значительного развития сторонних занятий раньше заносили домой новые виды костюма. Но русские крестьяне, как и марийцы, много занимались домашним ткачеством и одевали свои семьи во все портяное, хотя и сшитое «по-новому». Повседневная мужская одежда у русских была из домашней крашенины, домашнего сукна и овчин. Покупали на базарах и шили сами из фабричных тканей только праздничную одежду, в первую очередь яркую косоворотку и темные порты. Реже из фабричной материи изготовляли верхнюю одежду. Выходной обувью служили кожаные сапоги, будничной — лапти с онучами.
Марийцы во многом следовали за русскими, но, высевая больше конопли, имели обычно больше тканей домашнего производства, которые и шли преимущественно на будничную одежду. Не только фабричные ткани, но и крашенина не получили широкого распространения среди санчуро-яранских марийцев. Крашенинными у них были мужские штаны и холщевое покрытие верхней одежды для обоих полов.
Мужские рубахи марийцев были такого же покроя, как и в других марийских районах, украшались вышивкой по разрезу ворота, концам рукавов и подолу. И другие элементы мужского традиционного костюма мало чем отличались от описанных у кокшайско-приволжских марийцев. На русский манер из покупной ткани шили преимущественно праздничную одежду.
Женская одежда санчуро-яранских марийцев, как и повсюду у марийцев, отличалась большой устойчивостью традиционных форм. Здесь она исчезала окончательно только вместе с полным обрусением. Местная рубаха несколько отличалась по покрою от рубах горных и кокшайско-приволжских мариек. Это различие состояло в устройстве ворота, разрез которого приходился ближе к правой или левой стороне груди, и в расположении нагрудной вышивки, правая или левая сторона которой значительно поднималась вверх, и доходила до плеча. .
Вышивка на рубахах местных мариек была своеобразной. Она шла широкой полосой вдоль грудного разреза — тугурмел, узкой полосой по плечам — воцегац, по спине — пюштэр, по концу рукава — тугуршокш, по подолу — торэ. Ближе к плечу на рукаве вышивалась розетка — тамка.
Приемы вышивания и расцветка вышивки были такими же, как и у кокшайско-приволжских марийцев, только у последних больше вышивали шерстью, а здесь крашеным шелком-сырцом. В узорах орнамента преобладали геометрические мотивы, реже встречались стилизованные растительные и зооморфные композиции. Несколько выделялись рубахи тоншаевских мариек, особенно старинные богато украшенные вышивкой синих и тёмнокрасных тонов с преобладанием зооморфного орнамента.
На рубаху надевали белый холщевый, распашной, прямоспинный шавыр,