Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

но­сившими тот же головной убор (соответственно тот же наряд) и говорившими на том же диалекте, что и в деревне жениха. Эта своеобразная «земляческая» эндо­гамия в значительной степени способствовала сохранению местных традиционных элементов культуры и тра­диционных норм поведения в быту.

В свадебном обряде описываемого этнографического района особенно сильно проявлялись патронимические связи. Отец жениха незадолго до свадьбы посещал сво­их родных, особенно в соседних деревнях, через кото­рые должен был следовать свадебный поезд. В каждом доме он оставлял эгерче — овсяную лепешку в знак то­го, чтобы хозяева дома принимали и угощали поезжан. Так же поступали и родные невесты. Во время свадьбы семьи, входившие в патронимии невесты и жениха, го­товили угощение для гостей, прибывавших со свадеб­ным поездом, которые по очереди обходили все дома патронимии.

Свадьба сопровождалась разнообразными обряда­ми, магическими действиями, традиционными песнями, музыкой и плясками, характерными только для описы­ваемого района.

В религиозном отношении Уржумско-Вятский район несколько выделялся среди всех описанных выше. Как и в других районах, к началу пореформенного периода мест­ные марийцы почти все были крещены, чи мари (некре­щеных) оставалось немного. По данным 1855 г., в Ур­жумском уезде их насчитывалось 2598 чел.230. Сосре­доточены они были главным образом в волостях со зна­чительным марийским населением. Чи мари строго при­держивались мари вэры, соблюдая старинные обычаи и обряды. Это оказывало большое влияне на новокре-щенов, которые очень поверхностно соблюдали предпи­сания православной церкви, продолжая по существу оставаться приверженцами веры предков. К примеру, в одном из документов, помеченном 1885 г., сообщается, что «черемиса деревни Шолнери Турекской волости, в числе 60 душ, несмотря на принятие... крещения, про­должают и до сих пор, по завету своих предков, совер­шать языческие обряды в особой священной для них роще (кюсете, или кереметище), находящийся от их селений в 170 саженях. Хотя во исполнение распоря­жений Высшего начальства со стороны полиции приня­ты все возможные меры к устранению этих противоза­конных обрядностей, но мужчины — черемиса (женщин на богомолениях не бывает), собираясь в кюсеть по взаимному соглашению не всегда в одно и то же время,

совершают и обыкновенно глухою ночною порою; по окончании богомолении, часть жертвенных продуктов съедается сборищем мужчин тут же, на месте жертво­приношения, часть разносится по домам для неприсут­ствующих, а остатки и отброски сжигаются в пепел на том же жертвенном костре»231.

Неудивительно, что на протяжении всего порефор­менного периода здесь не прекращались моления с жерт­воприношениями, сохранялись кус ото (священные ро­щи) и все, связанное с самобытной религией. Архивные документы второй половины XIX и начала XX в. пестрят сообщениями о жертвоприношениях в Уржумском уезде. Например, в 1903 г. «31 истекшего июля в лесной роще жителей деревни Иги-солы Ирмучашской волости со­стоялось черемисское моление по языческому обряду, на каковом богомолении участвовало до 200 крещеных черемис, в числе которых находились сельские старо­сты... принесено в жертву — 9 овец, 7 телят, 12 гусей и 15 уток на сумму всего 34 руб.», «...25 июля сего года в мольбище при деревне Куприан-соле, Сернурской во­лости Уржумского уезда состоялось языческое моление крещеных чермис и язычников из нескольких селений Сернурской вол. ...всех молящихся крещеных и языч­ников было не менее 300 чел. при 13-ти кострах, при­несено черемисами в жертву: 6 жеребят на 18 руб., 3 теленка на 4 руб. 50 коп., 15 овец на 15 руб, 8 гусей на 4 руб. и 8 уток на 2 руб., всего на сумму 43 руб. 50 коп.»; «...21 августа сего года в роще при деревне Макаровой Токтайбелякской волости Уржумского у. состоялось большое языческое моление крещеных и не­крещеных черемис трех уездов: Уржумского, Яранско-го и Царевококшаиского. На этом молении принимали участие не менее 500 человек обоего пола, в том числе язычников было около 50—60 чел. Были на молении черемисы Ронгинского прихода Царевококшаиского уезда, Упшинского и Ернурского приходов Яранского уезда, даже верст за 80—100. При 14 кострах черемисы принесли разным богам: 3-х больших лошадей, 4-х по­лугодовалых жеребят, 2-х коров, 3-х телят, 20 овец, 30 гусей и 30 уток, всего на сумму 200 руб. Над каждым костром висело 2—3 больших котла, всего 35 котлов, в которых сварили идоложертвенное мясо. При этом обязанности  жрецов  исполняли  большей  частью  язычники разных волостей и селений Уржумского уезда», далее, при деревне Энер Мучаше Сернурской волости 4 сент., собралось до 150 чел.

Оглавление