Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
носившими тот же головной убор (соответственно тот же наряд) и говорившими на том же диалекте, что и в деревне жениха. Эта своеобразная «земляческая» эндогамия в значительной степени способствовала сохранению местных традиционных элементов культуры и традиционных норм поведения в быту.
В свадебном обряде описываемого этнографического района особенно сильно проявлялись патронимические связи. Отец жениха незадолго до свадьбы посещал своих родных, особенно в соседних деревнях, через которые должен был следовать свадебный поезд. В каждом доме он оставлял эгерче — овсяную лепешку в знак того, чтобы хозяева дома принимали и угощали поезжан. Так же поступали и родные невесты. Во время свадьбы семьи, входившие в патронимии невесты и жениха, готовили угощение для гостей, прибывавших со свадебным поездом, которые по очереди обходили все дома патронимии.
Свадьба сопровождалась разнообразными обрядами, магическими действиями, традиционными песнями, музыкой и плясками, характерными только для описываемого района.
В религиозном отношении Уржумско-Вятский район несколько выделялся среди всех описанных выше. Как и в других районах, к началу пореформенного периода местные марийцы почти все были крещены, чи мари (некрещеных) оставалось немного. По данным 1855 г., в Уржумском уезде их насчитывалось 2598 чел.230. Сосредоточены они были главным образом в волостях со значительным марийским населением. Чи мари строго придерживались мари вэры, соблюдая старинные обычаи и обряды. Это оказывало большое влияне на новокре-щенов, которые очень поверхностно соблюдали предписания православной церкви, продолжая по существу оставаться приверженцами веры предков. К примеру, в одном из документов, помеченном 1885 г., сообщается, что «черемиса деревни Шолнери Турекской волости, в числе 60 душ, несмотря на принятие... крещения, продолжают и до сих пор, по завету своих предков, совершать языческие обряды в особой священной для них роще (кюсете, или кереметище), находящийся от их селений в 170 саженях. Хотя во исполнение распоряжений Высшего начальства со стороны полиции приняты все возможные меры к устранению этих противозаконных обрядностей, но мужчины — черемиса (женщин на богомолениях не бывает), собираясь в кюсеть по взаимному соглашению не всегда в одно и то же время,
совершают и обыкновенно глухою ночною порою; по окончании богомолении, часть жертвенных продуктов съедается сборищем мужчин тут же, на месте жертвоприношения, часть разносится по домам для неприсутствующих, а остатки и отброски сжигаются в пепел на том же жертвенном костре»231.
Неудивительно, что на протяжении всего пореформенного периода здесь не прекращались моления с жертвоприношениями, сохранялись кус ото (священные рощи) и все, связанное с самобытной религией. Архивные документы второй половины XIX и начала XX в. пестрят сообщениями о жертвоприношениях в Уржумском уезде. Например, в 1903 г. «31 истекшего июля в лесной роще жителей деревни Иги-солы Ирмучашской волости состоялось черемисское моление по языческому обряду, на каковом богомолении участвовало до 200 крещеных черемис, в числе которых находились сельские старосты... принесено в жертву — 9 овец, 7 телят, 12 гусей и 15 уток на сумму всего 34 руб.», «...25 июля сего года в мольбище при деревне Куприан-соле, Сернурской волости Уржумского уезда состоялось языческое моление крещеных чермис и язычников из нескольких селений Сернурской вол. ...всех молящихся крещеных и язычников было не менее 300 чел. при 13-ти кострах, принесено черемисами в жертву: 6 жеребят на 18 руб., 3 теленка на 4 руб. 50 коп., 15 овец на 15 руб, 8 гусей на 4 руб. и 8 уток на 2 руб., всего на сумму 43 руб. 50 коп.»; «...21 августа сего года в роще при деревне Макаровой Токтайбелякской волости Уржумского у. состоялось большое языческое моление крещеных и некрещеных черемис трех уездов: Уржумского, Яранско-го и Царевококшаиского. На этом молении принимали участие не менее 500 человек обоего пола, в том числе язычников было около 50—60 чел. Были на молении черемисы Ронгинского прихода Царевококшаиского уезда, Упшинского и Ернурского приходов Яранского уезда, даже верст за 80—100. При 14 кострах черемисы принесли разным богам: 3-х больших лошадей, 4-х полугодовалых жеребят, 2-х коров, 3-х телят, 20 овец, 30 гусей и 30 уток, всего на сумму 200 руб. Над каждым костром висело 2—3 больших котла, всего 35 котлов, в которых сварили идоложертвенное мясо. При этом обязанности жрецов исполняли большей частью язычники разных волостей и селений Уржумского уезда», далее, при деревне Энер Мучаше Сернурской волости 4 сент., собралось до 150 чел.