Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

Тесное экономическое и культурное взаимодействие санчуро-яранских марийцев и окружающего русского населения приводило к постепенному внедрению в са­мобытный этнографический уклад местных марийцев различных элементов культуры русских крестьян. Но это внедрение осуществлялось в значительной степени не путем простой замены одних элементов культуры другими, а зачастую путем постепенного приспособле­ния традиционных культурных явлений к новым заим­ствованиям, и в дальнейшем это культурное взаимодей­ствие протекало в общем русле этнических процессов, происходивших в местном крае в пореформенный .период.

УРЖУМСКО-ВЯТСКИЙ РАЙОН

В состав обширного и этнографически своеобразного Уржумско-Вятского историко-культурного района нами включены группы марийского населения, жившего вперемежку с русскими, татарами и отчасти удмуртами в центральных и юго-восточных уездах Вятской губ. — Уржумском, Нолинском, Котельническом, Малмыжской, Елабужском и Сарацульском ш. По данным переписи 1897 г., эти территориально размежеванные и разбро­санные на значительном пространстве марийские груп­пы все вместе насчитывали около 90 тыс. чел. (24,7% марийского населения вообще), что по численности было немногим меньше собственно восточных марий­цев Пермской и Уфимской губ. (96,2 тыс. чел.) и на­много больше, чем соседних с ними марийцев царево-кокшайских (61,6 тыс, чел.) и яранских (51 тыс. чел.) 182.

Среди интересующего нас населения . Уржумско-Вятского района по численности и компактности рас­положения в конце XIX в. выделялись марийцы уржум­ские (73 тыс. чел.) и малмыжские (10,4 тыс. чел.) 183, на заре русской колонизации составлявшие ядро насе­ления Алатской и отчасти Арской дорог Казанского уезда, Кукарской, Малмыжской и Казанской дорог Уржумского уезда. Все эти группы, за исключением поздних поселенцев на р. Кильмези, располагались по правую сторону р. Вятки. Наиболее северной марий­ской группой в Вятском правобережье следует, видимо, считать исторически несколько загадочных марийцев Котельнического уезда, о которых существуют предания как о воинственных противниках удмуртов и русских вятчан 184; но в XIX в. они были очень малочисленны (в 1897 г. — всего 610 чел.), представляя собой оста­ток старожилов, отчасти обрусевших, а отчасти давно уже переселившихся под русским натиском к югу вдоль р. Вятки185. Елабужские и сарапульские марийцы (в 1897 г. их насчитывалось соответственно 7,4 тыс. чел. и 2,4 тыс. чел.) считаются давними поселенцами в Нижнем Прикамье, но сюда пришли со стороны  Малмыжского и Уржумского уездов186. Вероятно такой же была судьба небольшой группы марийцев Мамадыш-ского уезда Казанской губ., разместившейся по правую сторону Нижней Вятки среди преобладающего татар­ского, русского и удмуртского населения 187.

В целом марийское население Уржумско-Вятского .района претерпело за три столетия (XVIIXIX вв.) так много перемещений и смешений, что как следствие этого образовалась очень пестрая картина диалектных группи­ровок и размежеваний. Западную часть района (бывш. Алатская дорога) занимали близкие друг другу локаль­ные разновидности сернурского говора лугового наречия, восточная граница которого ныне проходит по линии: завод «Мариец» — Мосара — Мари Китня — Изи Морко и далее на северо-восток к р. Вятке 188.

На востоке, в полосе Вятки, к сернурскому говору территориально примыкают говоры уржумский, киль-мезьский и малмыжский (им близок сардаяльско-арбор-ский говор совр. Мари-Турекского р-на МарАССР), ко­торые до некоторой степени можно считать одним диа­лектом, сочетающим в себе черты лугового и собственно восточного (начиная с Прикамья) наречий марийского языка189. По мере продвижения с северо-запада на юго-восток и с запада на восток элементы восточного :наречия встречаются все больше и, наоборот, ближе к границам МарАССР их становится меньше. Здесь уже начинают преобладать особенности лугового наречия 190.

Локальные различия внутри уржумско-малмыжской .диалектной группы обладают той своеобразной особен­ностью, что они не имеют четкого территориального распределения, образуя сложную сетку переплетающих-•ся между собой изоглосс. По 3. В. Учаеву, «при еди­нообразии фонетических особенностей та или другая местность имеет лексическое различие, или, наоборот, -при одинаковой лексической особенности имеется лексическое расхождение. Это различие замечают сами представители изучаемого диалекта, иногда даже по­смеиваются друг над другом»

Оглавление