Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Вышивкой покрывалось значительное пространство рубахи, она шла широкой полосой «по разрезу ворота, заканчиваясь посередине острым углом; рукава украшались широкими продольными (от плеча до запястья) орнаментальными полосами и узкой вышитой оторочкой по обшлагу. Узкие полоски вышивки окаймляли подол и шли по швам, соединяющим среднее полотнище с боковыми. Вышивка по швам иногда отсутствовала или доходила лишь до середины рубахи. На плечах, между ' вышивкой по швам и нарукавной продольной полоской, помещалась иногда вышивка в виде небольших розеток, треугольников или расходящихся в сторону крючков. Наспинная вышивка представляла собой небольшие розетки на лопатках или узкие орнаментальные поЛос-ки, образующие острый угол»120.
Такие богато вышитые праздничные рубахи в Звени-говском районе назывались «дерган-тувыр», по названию вышивки на рукавах — «дерга», ибо в зависимости от расположения и характера орнамента вышивка имела определенное название: на груди — мэл тур, а на плечах — вачэ корак, на рукавах — шокш умбал тур, на подоле — урвалдэ йыр тур. На праздничных рубашках вышивка шла и вдоль швов — ургыш воктэ тур» ш. Орнаментальные мотивы на месте женской груди назывались чызе орол — сторож грудей.
Как установлено Т. А. Крюковой, у моркинских,марийцев существовали возрастные различия в нагрудной вышивке женских рубах. Они отсутствовали на детских рубахах, «у подростков 13—14 лет иногда по обеим сторонам разреза на груди были расположены небольшие кружочки, квадратики или крестики; в девичьей рубахе их заменяли небольшие острые уголки. В женской рубахе они сильно увеличены и развиты» 122.
Узоры вышивки на рубахах были зооморфного, растительного и геометрического характера, но преобладали животные мотивы, особенно стилизованные конские головы, расположенные или в одном направлении в ряд или по бокам дерева.
Поверх рубахи женщины носили распашную холщовую одежду белого цвета с открытой грудью — шобыр, тоже украшенную вышивкой, но в меньшей степени, чем рубаха. В холодное время надевали суконные мыжеры с прямой спинкой и клиньями по боками и шубы —
ожга.
на базарах всевозможные платки, сукно для покрытия: шуб, ситцы на фартуки. Впрочем, фартуки в этом районе, даже домашнего изготовления из холста, с вышивкой,, не были характерны для женского костюма, как, например, у горных марийцев.
Головными уборам кокшайско-приволжским женщинам служили шарпан с нашмаком и сорока 123, причем: последняя была распространена в местах непосредственного контакта с русскими, в северных и северо-западных, волостях Царевококшайского уезда.
Шарпан и нашмак луговых мариек имели свои особенности, отличающие их от горных. Луговые марийцы, никогда не подкрашивали шарпаны в желтый цвет, а носили их белыми. По длине они были несколько короче, чем у горных, обычно не превышали двух метров. По-особому наносилась и орнаментация — в виде узкой полосы вышивки красной и черной шерстью вдоль всех краев шарпана. В орнаменте преобладали зооморфные мотивы. Концы шарпана не имели специальной широкой вышивки, как у горных. Надевался шарпан также особым способом. Левый конец его два раза обвивался вокруг головы, отгибался на затылке, чтобы вышивка была с правой стороны и прикреплялся булавками к другому концу, который спускался по спине. На темя надевался нашмак, концы его прятались под шарпан и прикалывались к последнему булавками.
Нашмак представлял собой неширокую полосу холста (3—4 см) длиной около 40 см, сплошь вышитую разнообразными узорами как геометрического, так и зооморфного и растительного характера. Особенно была распространена композиция с «деревом» в центре и животными, птицами, человеческими фигурками по сторонам его. Такая вышивка имела определенные названия, например имне нашмак тур (конский узор нашмака),. пий нашмак тур (мотив собаки) 124