Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

Вышивкой покрывалось значительное пространство рубахи, она шла широкой полосой «по разрезу ворота, заканчиваясь посередине острым углом; рукава укра­шались широкими продольными (от плеча до запястья) орнаментальными полосами и узкой вышитой оторочкой по обшлагу. Узкие полоски вышивки окаймляли подол и шли по швам, соединяющим среднее полотнище с бо­ковыми. Вышивка по швам иногда отсутствовала или доходила лишь до середины рубахи. На плечах, между ' вышивкой по швам и нарукавной продольной полоской, помещалась иногда вышивка в виде небольших розеток, треугольников или расходящихся в сторону крючков. Наспинная вышивка представляла собой небольшие розетки на лопатках или узкие орнаментальные поЛос-ки, образующие острый угол»120.

Такие богато вышитые праздничные рубахи в Звени-говском районе назывались «дерган-тувыр», по назва­нию вышивки на рукавах — «дерга», ибо в зависимости от расположения и характера орнамента вышивка имела определенное название: на груди — мэл тур, а на пле­чах — вачэ корак, на рукавах — шокш умбал тур, на подоле — урвалдэ йыр тур. На праздничных рубашках вышивка шла и вдоль швов — ургыш воктэ тур» ш. Орнаментальные мотивы на месте женской груди назы­вались чызе орол — сторож грудей.

Как установлено Т. А. Крюковой, у моркинских,ма­рийцев существовали возрастные различия в нагрудной вышивке женских рубах. Они отсутствовали на детских рубахах, «у подростков 13—14 лет иногда по обеим сто­ронам разреза на груди были расположены небольшие кружочки, квадратики или крестики; в девичьей рубахе их заменяли небольшие острые уголки. В женской руба­хе они сильно увеличены и развиты» 122.

Узоры вышивки на рубахах были зооморфного, расти­тельного и геометрического характера, но преобладали животные мотивы, особенно стилизованные конские го­ловы, расположенные или в одном направлении в ряд или по бокам дерева.

Поверх рубахи женщины носили распашную холщо­вую одежду белого цвета с открытой грудью — шобыр, тоже украшенную вышивкой, но в меньшей степени, чем рубаха. В холодное время надевали суконные мыжеры с прямой спинкой и клиньями    по боками и шубы —

ожга.

на базарах всевозможные платки, сукно для покрытия: шуб, ситцы на фартуки. Впрочем, фартуки в этом райо­не, даже домашнего изготовления из холста, с вышивкой,, не были характерны для женского костюма, как, напри­мер, у горных марийцев.

Головными уборам кокшайско-приволжским женщи­нам служили шарпан с нашмаком и сорока 123, причем: последняя была распространена в местах непосредствен­ного контакта с русскими, в северных и северо-западных, волостях Царевококшайского уезда.

Шарпан и нашмак луговых мариек имели свои осо­бенности, отличающие их от горных. Луговые марийцы, никогда не подкрашивали шарпаны в желтый цвет, а носили их белыми. По длине они были несколько коро­че, чем у горных, обычно не превышали двух метров. По-особому наносилась и орнаментация — в виде узкой по­лосы вышивки красной и черной шерстью вдоль всех краев шарпана. В орнаменте преобладали зооморфные мотивы. Концы шарпана не имели специальной широкой вышивки, как у горных. Надевался шарпан также осо­бым способом. Левый конец его два раза обвивался во­круг головы, отгибался на затылке, чтобы вышивка была с правой стороны и прикреплялся булавками к другому концу, который спускался по спине. На темя надевался нашмак, концы его прятались под шарпан и прикалыва­лись к последнему булавками.

Нашмак представлял собой неширокую полосу хол­ста  (3—4 см)  длиной около 40 см,    сплошь вышитую разнообразными узорами    как геометрического, так и зооморфного и растительного характера. Особенно была распространена композиция с «деревом» в центре и жи­вотными, птицами, человеческими фигурками по сторо­нам его. Такая вышивка имела определенные названия, например имне нашмак тур    (конский узор нашмака),. пий нашмак тур (мотив собаки) 124

Оглавление