Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
Однако и здесь, несмотря на очевидную нивелировку под русским влиянием культурно-бытовых сторон жизни марийцев, внимательный наблюдатель мог заметить немало самобытных черт и обычаев.
В частности, таким наблюдателем оказался автор безымянной рукописи об этнографическом укладе этнически разнородного населения Вятской губ. — русских, марийцев, татар и удмуртов. Во многих случаях, характеризуя культурно-бытовые особенности этих групп в сравнительном плане, он выделяет марийцев, подчеркивая их отличия в устройстве селений и жилищ, в одежде и прочем «обыкновении». О селениях уржумско-вят-ских марийцев этот автор говорит как о «рассеянных», т. е. разбросанными гнездами в виде коренных старых деревень с окружающими выселками, отмечая одновременно беспорядочность расположения домов во многих деревнях, а также то, что «ныне на больших дорогах расположение означенных построек улучшено» 224.
Полевой материал позволяет внести в эту характеристику то существенное дополнение, что с постепенным переходом к уличной планировке (как типичному явлению, сохраненному памятью стариков) в уржумско-вятской марийской деревне устанавливался и новый порядок расположения дворовых строений. В этом чувствовалось влияние соседнего русского населения, но надо учесть, что изменяющийся план застройки двора в значительной степени зависел от имущественного состояния хозяина.
Как сообщали нам русские информаторы в этом районе, зажиточный крестьянин всегда старался «тянуть три кона», т. е. располагать постройки в три ряда. Один ряд составляли жилые помещения и клети, второй — амбары, помещения для телег, саней, сельскохозяйственного инвентаря и т. д. По другую сторону от избы помещался целый ряд хлевов. Причем первые два ряда огораживались и имели ворота на улицу и на усадьбу, около хлевов тоже была ограда, куда выпускали скот. Средний крестьянин располагал постройки в два ряда, соединяя их с приусадебной стороны навесами (получалась покоеобразная застройка двора). Бедняк ставил свои немногие строения в один ряд, окружая остальное пространство двора простой изгородью. Примерно такое же положение наблюдалось у марийцев. Только последние всегда старались иметь обширный двор, но на своей одворице обязательно рассаживали различные деревья — березы, рябины, черемуху и др. Напротив, русские во многих случаях имели крытые дворы, причем крыша закрывала или весь двор, или значительную его часть. Для марийцев крытые дворы не были характерны, они встречались у немногих крестьян, и только в селениях, расположенных при больших торговых трактах. Такие дворы служили для постоя проезжих ямщиков с обозами.
Большое место на марийском дворе занимали двухэтажные амбары, которых у состоятельных крестьян, а также у больших семей было несколько. Они занимали целую сторону двора, иногда один амбар сооружался длинным и делился на несколько помещений, так что получалась пяти- и шестистенная постройка. В больших семьях каждая брачная пара обычно располагала отдельным амбаром или обособленным помещением в общем амбаре.
В каждом дворе ставили кудо, которое было больших размеров и обязательно имело изи кудо (малое кудо), как и в соседнем Приволжско-Кокшайском районе. В кудо жизнь семьи проходила «с появлением весны до самой зимы, ибо в сие время в избах пекут один только хлеб, приготовляют же пищу, едят и ночуют в этих чумах-кудо»225. Впрочем, с тех пор как местные крестьяне начали испытывать резкую нехватку строительного материала, новые амбары и кудо строить перестали чуть ли не повсеместно.
Так как в описываемом районе долгое время сохранялись большие семьи, то соответственно дольше бытовала и трехраздельная планировка жилища, состоявшего обычно из двух изб и сеней между ними.