Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

Однако и здесь, несмотря на очевидную нивелировку под русским влиянием культурно-бытовых сторон жиз­ни марийцев, внимательный наблюдатель мог заметить немало самобытных черт и обычаев.

В частности, таким наблюдателем оказался автор безымянной рукописи об этнографическом укладе этни­чески разнородного населения Вятской губ. — русских, марийцев, татар и удмуртов. Во многих случаях, харак­теризуя культурно-бытовые особенности этих групп в сравнительном плане, он выделяет марийцев, подчерки­вая их отличия в устройстве селений и жилищ, в одеж­де и прочем «обыкновении». О селениях уржумско-вят-ских марийцев этот автор говорит как о «рассеянных», т. е. разбросанными гнездами в виде коренных старых деревень с окружающими выселками, отмечая одновре­менно беспорядочность расположения домов во многих деревнях, а также то, что «ныне на больших дорогах расположение означенных построек улучшено» 224.

Полевой материал позволяет внести в эту характе­ристику то существенное дополнение, что с постепен­ным переходом к уличной планировке (как типичному явлению, сохраненному памятью стариков) в уржумско-вятской марийской деревне устанавливался и новый по­рядок расположения дворовых строений. В этом чувст­вовалось влияние соседнего русского населения, но надо учесть, что изменяющийся план застройки двора в зна­чительной степени зависел от имущественного состоя­ния хозяина.

Как сообщали нам русские информаторы в этом районе, зажиточный крестьянин всегда старался «тя­нуть три кона», т. е. располагать постройки в три ряда. Один ряд составляли жилые помещения и клети, вто­рой — амбары, помещения для телег, саней, сельскохо­зяйственного инвентаря и т. д. По другую сторону от избы помещался целый ряд хлевов. Причем первые два ряда огораживались и имели ворота на улицу и на усадьбу, около хлевов тоже была ограда, куда выпус­кали скот. Средний крестьянин располагал постройки в два ряда, соединяя их с приусадебной стороны наве­сами (получалась покоеобразная застройка двора). Бедняк ставил свои немногие строения в один ряд, ок­ружая остальное пространство двора простой изгородью. Примерно такое же  положение наблюдалось у марийцев. Только последние всегда старались иметь об­ширный двор, но на своей одворице обязательно рас­саживали различные деревья — березы, рябины, черему­ху и др. Напротив, русские во многих случаях имели крытые дворы, причем крыша закрывала или весь двор, или значительную его часть. Для марийцев кры­тые дворы не были характерны, они встречались у не­многих крестьян, и только в селениях, расположенных при больших торговых трактах. Такие дворы служили для постоя проезжих ямщиков с обозами.

Большое место на марийском дворе занимали двух­этажные амбары, которых у состоятельных крестьян, а также у больших семей было несколько. Они занима­ли целую сторону двора, иногда один амбар сооружал­ся длинным и делился на несколько помещений, так что получалась пяти- и шестистенная постройка. В боль­ших семьях каждая брачная пара обычно располагала отдельным амбаром или обособленным помещением в общем амбаре.

В каждом дворе ставили кудо, которое было боль­ших размеров и обязательно имело изи кудо (малое ку­до), как и в соседнем Приволжско-Кокшайском районе. В кудо жизнь семьи проходила «с появлением весны до самой зимы, ибо в сие время в избах пекут один толь­ко хлеб, приготовляют же пищу, едят и ночуют в этих чумах-кудо»225. Впрочем, с тех пор как местные кре­стьяне начали испытывать резкую нехватку строитель­ного материала, новые амбары и кудо строить переста­ли чуть ли не повсеместно.

Так как в описываемом районе долгое время сохра­нялись большие семьи, то соответственно дольше бы­товала и трехраздельная планировка жилища, состояв­шего обычно из двух изб и сеней между ними.

Оглавление