Добро пожаловать

О книге:

В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.




Приятного прочтения

КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН

. Нашмаки звенигов-ских и моркинских мариек несколько различались между собой по сюжету орнамента и цветовой гамме вышивки. Пристального    внимания      заслуживает    свадебная одежда, которая, несмотря на устойчивость основных ее элементов, различалась в локальных группах марийцев по деталям покроя, орнаментации, цвету и пр. Прежде всего, это был распашной, с большими откидным прямо­угольным воротником сывын — обязательно черный су­конный. Его надевали суан ватэ (буквально — «свадеб­ные женщины») — главные участницы свадебной цере­монии, которых на свадьбу приглашалось в среднем от 5 до 15 человек, а зависимости от числа гостей. При богатых свадьбах таких женщин было больше. Любо­пытно, что в северных волостях и в моркинском кусте черный сывын надевала и невеста, но звениговские ма­рийцы одевали невест в белый сывын, украшенный яркими лентами (такие же сывыны у многих звенигов-ских женщин оставались в качестве праздничной одеж­ды). К черному сывыну полагалась мерлушковая шап­ка. Невесте поверх шапки набрасывали свадебное покры­вало из холста, расшитого особыми узорами.

В праздничные дни женщины прибавляли к своему наряду разнообразные снимаемые украшения, изучение которых позволило Т. Е. Евсевьеву прийти к выводу, что «марийки Моркинского и Звениговского кантонов в украшениях резко отличаются от мариек других канто­нов области» 125. Основным материалом для украшений служили серебряные монеты, в меньшей степени — бусы, бисер и раковины-ужовки (каури).

На затылок, поверх шарпана, надевалось вуй колча (звениг.) или вуй имэ  (морк.), состоящее из узкой по­лоски ткани, унизанной рядами разноцветного бисера   и бус, к которым прикреплен целый ряд крупных монет. Вместе с вуй  колча  надевалось    ошпу     (звениг.)   или нашмак очыл   (морк)., представлявшее собой широкую матерчатую или суконную, обшитую кумачом шинообраз-ную накладку, покрытую двумя рядами крупных монет. На шее носили нитки бус или бисера с прикрепленными к ним монетами — ырес кыл, шуй пыгыртыш, шуякш, шюшер. На грудь крепилась почкама — трапециевидный кусок сукна или кожи, сплошь унизанный монетами, пий-ылме (звениг.)  — несколько    напоминающее    почкаму, омлочаг (звениг.), также похожий на почкаму. Нагруд­ное украшение суран воктен  (звениг.)  в виде широкой красной суконной ленты   с   рядом монет посередине и цветным бисером по бокам надевалось на шею и спус­калось на грудь, сзади к нему прикреплен «хвост» — четырехугольный кусок ткани, украшенный бисером и пуговицами, спускающийся на спину. Кышке вуй (зве-ниг.) или аршаш (сев.) — парное украшение, представ­ляющее собой ленту с прикрепленными к ней мелкими монетами, бусинами и раковинами-ужовками, надевалось оно через плечо и перекрещивалось на груди. На ушах красовались тяжелые серьги из монет — пилиш алга или серьга гыл. К предметам украшений относились праздничные яркие шерстяные пояса с блестками, бисе­ром, монетами, цветными шерстяными кисточками.

Богатыми были и поясные украшения. Помимо солы-ков (небольших вышитых кусков холста), как у горных марийцев, к поясу подвешивали парные подвески из сукна или куска кожи с бисерным узором. Сзади к та­лии прикреплялось тяжелое поясное украшение упинэ или йолаван уштб (звениг.), состоящее из толстых шну­ров, с нанизанными на них медными трубочками впе­ремежку с крупными бусами. Каждый шнур заканчивал­ся большой кистью из черных толстых ниток.

Все перечисленные украшения с прочим праздничным нарядом по строго соблюдаемому обычаю носили «моло­душки» в течение года после свадьбы, даже на полевых работах. Бйгатетво женских украшений луговых марий­цев отнюдь не являлось прямым свидетельством само­стоятельности их семей в данное время, ибо эти укра­шения   накапливались в семье  десятилетиями, перехо­дили по наследству от матери к дочери, бережно хра­нились и отчуждались на сторону только в случае са­мой крайней нужды. Замечено и то, что действительной ценностью    обладали    убранства    не столь уж многих женщин;   рядовая масса ограничивалась ношением де­шевых подделок по принципу «лишь бы блестело и по­ходило на богатое».

Из семейных обрядов и обычаев заслуживает вни­мания свадебный, который включал в себя некоторые моменты, присущие только кокшайско-приволжским ма­рийцам. В свадебном обряде большую роль играл тулар мари — сват (близкий родственник семьи жениха). Он не только был главным действующим лицом в обряде сватовства, но и участвовал в сговоре, когда врачующие­ся стороны договаривались о размерах олно

Оглавление