Добро пожаловать
О книге:
В данной книге представлена история Марийского народа. Здесь рассмотрено происхождение, особенности языка, обычаи и нравы. Все факты подкреплены источниками и ссылками на них.
Приятного прочтения
КОКШАЙСКО-ПРИВОЛЖСКИЙ РАЙОН
. Нашмаки звенигов-ских и моркинских мариек несколько различались между собой по сюжету орнамента и цветовой гамме вышивки. Пристального внимания заслуживает свадебная одежда, которая, несмотря на устойчивость основных ее элементов, различалась в локальных группах марийцев по деталям покроя, орнаментации, цвету и пр. Прежде всего, это был распашной, с большими откидным прямоугольным воротником сывын — обязательно черный суконный. Его надевали суан ватэ (буквально — «свадебные женщины») — главные участницы свадебной церемонии, которых на свадьбу приглашалось в среднем от 5 до 15 человек, а зависимости от числа гостей. При богатых свадьбах таких женщин было больше. Любопытно, что в северных волостях и в моркинском кусте черный сывын надевала и невеста, но звениговские марийцы одевали невест в белый сывын, украшенный яркими лентами (такие же сывыны у многих звенигов-ских женщин оставались в качестве праздничной одежды). К черному сывыну полагалась мерлушковая шапка. Невесте поверх шапки набрасывали свадебное покрывало из холста, расшитого особыми узорами.
В праздничные дни женщины прибавляли к своему наряду разнообразные снимаемые украшения, изучение которых позволило Т. Е. Евсевьеву прийти к выводу, что «марийки Моркинского и Звениговского кантонов в украшениях резко отличаются от мариек других кантонов области» 125. Основным материалом для украшений служили серебряные монеты, в меньшей степени — бусы, бисер и раковины-ужовки (каури).
На затылок, поверх шарпана, надевалось вуй колча (звениг.) или вуй имэ (морк.), состоящее из узкой полоски ткани, унизанной рядами разноцветного бисера и бус, к которым прикреплен целый ряд крупных монет. Вместе с вуй колча надевалось ошпу (звениг.) или нашмак очыл (морк)., представлявшее собой широкую матерчатую или суконную, обшитую кумачом шинообраз-ную накладку, покрытую двумя рядами крупных монет. На шее носили нитки бус или бисера с прикрепленными к ним монетами — ырес кыл, шуй пыгыртыш, шуякш, шюшер. На грудь крепилась почкама — трапециевидный кусок сукна или кожи, сплошь унизанный монетами, пий-ылме (звениг.) — несколько напоминающее почкаму, омлочаг (звениг.), также похожий на почкаму. Нагрудное украшение суран воктен (звениг.) в виде широкой красной суконной ленты с рядом монет посередине и цветным бисером по бокам надевалось на шею и спускалось на грудь, сзади к нему прикреплен «хвост» — четырехугольный кусок ткани, украшенный бисером и пуговицами, спускающийся на спину. Кышке вуй (зве-ниг.) или аршаш (сев.) — парное украшение, представляющее собой ленту с прикрепленными к ней мелкими монетами, бусинами и раковинами-ужовками, надевалось оно через плечо и перекрещивалось на груди. На ушах красовались тяжелые серьги из монет — пилиш алга или серьга гыл. К предметам украшений относились праздничные яркие шерстяные пояса с блестками, бисером, монетами, цветными шерстяными кисточками.
Богатыми были и поясные украшения. Помимо солы-ков (небольших вышитых кусков холста), как у горных марийцев, к поясу подвешивали парные подвески из сукна или куска кожи с бисерным узором. Сзади к талии прикреплялось тяжелое поясное украшение упинэ или йолаван уштб (звениг.), состоящее из толстых шнуров, с нанизанными на них медными трубочками вперемежку с крупными бусами. Каждый шнур заканчивался большой кистью из черных толстых ниток.
Все перечисленные украшения с прочим праздничным нарядом по строго соблюдаемому обычаю носили «молодушки» в течение года после свадьбы, даже на полевых работах. Бйгатетво женских украшений луговых марийцев отнюдь не являлось прямым свидетельством самостоятельности их семей в данное время, ибо эти украшения накапливались в семье десятилетиями, переходили по наследству от матери к дочери, бережно хранились и отчуждались на сторону только в случае самой крайней нужды. Замечено и то, что действительной ценностью обладали убранства не столь уж многих женщин; рядовая масса ограничивалась ношением дешевых подделок по принципу «лишь бы блестело и походило на богатое».
Из семейных обрядов и обычаев заслуживает внимания свадебный, который включал в себя некоторые моменты, присущие только кокшайско-приволжским марийцам. В свадебном обряде большую роль играл тулар мари — сват (близкий родственник семьи жениха). Он не только был главным действующим лицом в обряде сватовства, но и участвовал в сговоре, когда врачующиеся стороны договаривались о размерах олно